Никифорова Ольга Павловна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ АМО Ачитский детский сад «Улыбка«-филиал Ачитский детский сад «Тополек»

Скандинавская ходьба

Грандовый проект «Скандинавская ходьба в ДОО»

Филиал «Ачитский детский сад «Тополек»

Введение

 Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных мер для детей младшего возраста, именно в этом возрасте закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать.

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств - одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.

К сожалению, в нашей стране, наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Внедрение проекта «Скандинавская ходьба» в условиях ДОО, позволит решить одну из главных проблем, таких как:

• своевременное формирование двигательных навыков и умений;

• развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений;

• воспитание положительных нравственно-волевых черт характера личности;

• содействие в стимулировании деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, в формировании опорно-двигательного аппарата, как основу правильной осанки.

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия внедрения и реализации проекта «Скандинавская ходьба» в ДОО, предметом деятельности является процесс овладения техникой «Скандинавская ходьба» детьми дошкольного возраста.

Актуальность создания проекта

Скандинавская ходьба с палками (северная ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба, ходьба (Nordicwalking) - своеобразный вид любительского спорта, представляющий собой пешие путешествия, во время которыхпри ходьбе опираются на специальные палки, вид которых отдаленно напоминает лыжные. Следует отметить, что большой вклад в популяризацию нового любительского спорта внесли немецкие врачи, опубликовавшие серьезные исследования, свидетельствующие о высоком оздоровительном потенциале скандинавской ходьбы.

Скандинавская ходьба в России завоевала признание как вид фитнеса и реабилитации, ходьба с палками очень активно набирает большую популярность не только среди пожилых людей, но и молодежи. Даже при подготовке к соревнованиям сборная команда России по биатлону и лыжники активно используют как вид активной тренировки.

Чтобы заниматься скандинавской ходьбой с малышом не надо идти в спортзал, покупать специальной одежды, не требует долгого обучения и привыкания к нагрузке. И начать заниматься может каждый любой родитель и ребенок, при этом не испытывая страха показаться быть смешным или потерпеть неудачу. Ходьбой желательно заниматься на свежем воздухе, что обеспечивает для организма большое количество кислорода, чем в здании. Во время движения кровь течет по телу быстрее, омывая органы и выработку гормонов, влияющих на настроение и самочувствие. Ходьба задействует мышцы спины, ног, рук, туловища, и тело становиться стройным крепким и физически развитым.

Занятие скандинавской ходьбой – это гармоничное и эффективное средство развития организма ребенка. Спортсмены, применяющие палки для ходьбы, показывают наибольшие показатели производительности сердечно-сосудистой системы и системы дыхания. Ходьба с палками используется как средство отдыха и повышение двигательной активности. Занятия в красивой лесистой местности доставляют большое удовольствие, оказывают положительное влияние на нервную систему, оздоравливает организм, обеспечивая высокую умственную и физическую работоспособность.

Именно поэтому актуальной темой, становится разработка проекта «Скандинавская ходьба» в ДОО.

Итак, актуальность создания данного проекта, определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых граждан общества; необходимостью разработки и внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни дошкольников в условиях учреждений дошкольного образования

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для оптимизации двигательной активности детей и достижения «запаса прочности здоровья». Снижение заболеваемости через обучение детей скандинавской ходьбе с палками в условиях ДОО. Ознакомление детей с дыхательными и подготовительными упражнениями, закладывание азов правильной техники при ходьбе на лыжах.

Тактические цели:

1. Создать условия для мотивации детей к двигательной активности,

2. Сформировать желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности детей,

3. Организовать выполнение реализации проекта «Скандинавская ходьба» в условиях ДОО.

Задачи:

1. Воспитание положительных морально-волевых качеств: настойчивость, самостоятельность.

2. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.

3. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости и координационных.

4. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Повышение индекса здоровья воспитанников ДОО.

2. Повышение уровня физической подготовленности детей.

3. Нулевой показатель низкого уровня двигательных умений, навыков и физических качеств.

4. Сформированы потребности в ежедневной двигательной активности.

5. Развитие координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы, общей выносливости.

Продукт:

1. Обогащение предметно-пространственной среды: создание на территории ДОО специальной дорожки для занятий «Скандинавской ходьбы».

2. Оснащение физкультурного зала инвентарем для занятий «Скандинавской ходьбой».

Пути решения проекта:

1. Разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;

2. Оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта программы

Реализация проекта рассчитана на целый учебный год с сентября по май месяц.

1. Подготовительно-проектировочный этап.

2. Практический этап.

3. Обобщающе - результативный этап.

1 этап - Подготовительно-проектировочный этап

Формулирование проблемы и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Введение детей в игровую ситуацию, после чего инструктор ФИЗО формулирует задачи.

Приобретение инвентаря для занятий «Скандинавской ходьбы».

Оборудование специальной дорожки для занятий «Скандинавской ходьбой».

2 этап - Практический этап

Проведение занятий в течение всего учебного года, по скандинавской ходьбе, согласно организационно-образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО.

3 этап - Обобщающий этап

Проведение спортивного праздника-соревнования в ДОО с элементами «Скандинавской ходьбы».

Материально-технические ресурсы:

палки для скандинавской ходьбы разной длины, цена одного наборана ребенка  вирируется от 1500 до 2500р. Для реализации нужно набор из 20 шт. Также палки для педагога 2 комплекта для инструктора и педагога группы.

– эспандеры в размере 20 шт. средняя цена -150р.

– секундомер -500 р.

– видеоматериалы по технике скандинавской ходьбы на www.youtube.com

– аудиозаписи;

– компьютер с выходом в Интернет.Информационные ресурсы:

- информационные стенды в группах ДОО;

- информационные буклеты, памятки по тематике данного проекта.

Итого: сумма на палки, эспандеры и секундомер примерно 40000р.

Учебно-методические ресурсы:

1. "Финская ходьба по-настоящему" - Учебник по скандинавской ходьбе ONWF - (Silvermembership)

2. Жулидов М. Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к здоровью/ Издательство: Астрель, Полиграфиздат - 2012 г.

3. Полетаева А. С. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом/ Издательство: Питер- 2012 г.

4. Ярцева Е. Бег и ходьба/ Издательство : Издательский Дом Мещерякова - 2012 г.

Фонд методического кабинета:

• библиотека;

• аудиотека;

Финансовые ресурсы

Финансирование проекта производится оказанием посильной помощи непосредственно родителями, администрацией ДОО.

Риски Пути преодоления рисков

Нежелание родителей принимать участие в проекте. Индивидуальная беседа о важности общего дела.

Консультация «Движение это жизнь»

Участие в физкультурных досугах.

Недостаток инвентаря. Приобретение необходимого инвентаря в специализированных магазинах и на сайтах в интернете.

Календарный план проекта;

Месяц

Мероприятия

Пояснение

Август

Подготовка материально технической базы

(приобретение палок для

детей)

Длина палок вычислена по росту каждого ребенка (палки должны быть короче роста малыша на 25 см.). Особое внимание уделено безопасности. Палки изготовлены из прочного нетоксичного материала,

с пластиковым штырем на конце. Правильный подбор высоты палок для взрослых рассчитывается по формуле А=В*0,7, где А – высота палок в

см, а В – рост человека в см

Август

Разработка комплекса

подготовительных

упражнений.

В подготовительный период проводится с детьми ряд упражнений:

прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке, гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки. Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в

каждое занятие вводятся боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки.

Август

Разработка методических

материалов (конспекты

вводных бесед для детей,

наглядность)

Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; «Подготовка к занятиям скандинавской ходьбой». Подбор литературы, подготовка фотоальбома о скандинавской ходьбе.

Сентябрь

Разработка информационно

методических материалов

для работы с родителями.

Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; «Значение скандинавской ходьбы в оздоровлении ребенка дошкольника».

Изготовление информационных буклетов по теме «Техника скандинавской ходьбы»:

Рекомендации по подготовке к занятиям скандинавской ходьбой  (подбор размера палок, выбор обуви и одежды).

Подбор литературы для самостоятельного ознакомления с ходьбой.

Консультации:

Дыхание – основа жизни.

Зарядка в городе.

Выбор семейного маршрута по скандинавской ходьбе.

Мастер-класс для родителей «Скандинавская ходьба в детском

саду». (презентация)

Сентябрь

Разработка основных

маршрутов для ходьбы.

Маршрут №1. На территории детского сада. Протяженностью 500м, по ровной без перепадов высот местности на естественном грунте и асфальте.

Маршрут №2. На территории ул. Кривозубовая, по ровной без перепадов высот местности на естественном грунте и асфальте. Улица

находится в 1 минутной ходьбе от детского сада.

Маршрут №3. На территории  лесопарка

по пересеченной местности с небольшим и средним перепадом высот.

Маршрут проходит по интересным, красивым, разнообразным местам,  насыщенным свежим и чистым воздухом.

Территория, отведенная для занятий, отвечает требованиям безопасности, максимально защищена от ветра, просматриваема.

Сентябрь

Разработка комплексов

занятий

1 комплекс рассчитан на 1 квартал (всего 12 занятий в квартал, из

них:

4 занятия разучивание попеременного шага;

4 занятия - повторение разученного;

4 занятия – закрепление разученного).

Структура организации занятия:

1 часть–ходьба, бег общеразвивающие упражнения с палками (комплекс общеразвивающих упражнений рассчитан на 4 занятия);

2 часть–техника скандинавской ходьбы (упражнения рассчитаны на 1 месяц);

3 часть – подвижная игра и игры малой подвижности.

Используется фронтальный, поточный, групповой методы организации. Начало занятий – осенний период. В зимний период года занятия скандинавской ходьбой проводятся при температуре воздуха – 15– 18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращается до 15–20 мин.

Занятия по скандинавской ходьбе проводятся по расписанию после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада.

Август -

сентябрь

Разработка учебного плана

Количество занятий: в неделю - 1, в месяц - 4. в год – 36.

Количество часов: в день - от 15 до 30 мин.; в месяц - до 2 часов.

 

Ответственный педагог проекта, телефон

Ярушина Юлия Анатольевна инструктор по физической культуре, 89530028458

Русинова Ксения Алексеевна заведующая филиалом 8(34391)71277

Команда проекта

Педагоги филиал а»Ачитский детский сад «тополек» подготовительная группа «Акварельки»

Выводы

Физкультурно-оздоровительный проект «Скандинавская ходьба» должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.

Здоровье нации предопределяется здоровьем подрастающего поколения. Забота о сохранении и укреплении здоровья детей рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики в области охраны нации. Закон РФ «Об образовании»«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» и ряд других документов выделяют в числе приоритетных задач сохранение здоровья подрастающего поколения и создание условий для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни в образовательных учреждениях. Развитие и состояние здоровья детей неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей, важнейшими являются возможности среды детского сада (предметно- пространственной, образовательной, развивающей). Поэтому в сложившейся ситуации здоровьесберегающаянаправленность проводимой модернизации современного образования сближает интересы педагогов, медиков, психологов. Последние годы стали периодом активного внедрения здоровьесберегающих технологий, разработки авторских программ по разным аспектам формирования здорового образа жизни, одной из таких технологий является скандинавская ходьба.

Использование скандинавской ходьбы в учреждении дошкольного образования - это попытка по-новому взглянуть на педагогический процесс современного детского сада, особенности его организации, профессиональную деятельность воспитателей и специалистов дошкольного образования.

Литература

1. Жулидов М. Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к здоровью/ Издательство: Астрель, Полиграфиздат - 2012 г., 224 с.

2. Полетаева А. С. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом/ Издательство: Питер- 2012 г., 80 с.

3. Ярцева Е. Бег и ходьба/ Издательство : Издательский Дом Мещерякова - 2012 г., 64 с.

4. https://www.nordicwalker.ru/

5. https: // sites. google.com/a/rentail.ru/skola-finskoj-hodby/skandinavskaa-hodba-s-palkami-ee-polza-dla-zdorova

https://www.schoolnw.ru/proffesionalnaya-shkola-skandinavskoyhodby/tehnika-skand

9 ноября 2024 в 17:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.