Никифорова Ольга Павловна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ АГО Ачитский детский сад «Улыбка«-филиал Ачитский детский сад «Тополек»

Волонтерское движение школа маленького патриота

Проект МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сад «Тополек»

«Волонтерское движение – школа маленького патриота».

 

Введение:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияопределяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «…культурными способами деятельности, инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)

Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека иосвоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределенияусложняющихся контактах.

Дошкольный традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

В Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования"2018-2025 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственныхпредставлений и гражданских принципов детей. Одной из задач гражданского ипатриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детейактивной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию вобщественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Важнейшей задачей названо формирование у детей навыков социальной и

личностной компетентности, в условиях давления социального окружения: уменияобщаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, дети дошкольного возраста должны приобрести первичные навыки как противостоять соблазнам жизни, как сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовал опыт работы волонтерского движения в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастноеобщение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения отсверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит вбольшом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человекалюбые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо посвоей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей,объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, какправило, с благотворительностью, милосердием.

В России сегодня действует много волонтерских объединений, которые занимаютсяпропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности, навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном видедеятельности.

 

Содержание проекта:

1. Направление реализации проекта:

Социально-коммуникативное развитие дошкольников.

2. Название проекта: «Волонтерское движение – школа маленького патриота»

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

3.Срок реализации проекта: 2020-2023 год

4.Участники проекта: воспитанники 4-7 лет, педагоги ДОУ, родители. Социальные партнеры

5. Основная идея проекта:

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.

На современном этапе одним из направлений развития и образования детей является социально - коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Существует много форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Наш детский сад выбрал – волонтерское движение.

Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Волонтерская деятельность это:

посадка цветов, кустов, покраска деревьев;

помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, люди с ограниченными возможностями (инвалиды) и другие;

благоустройство парка, территории ДОУ;

помощь животным;

просветительские беседы;

благотворительные концерты и театральные выступления;

экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

Участие в международных и российских значимых акциях

пропаганда здорового образа жизни; и др.

Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики.  Немаловажное значение имеют исследования, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие духовно-нравственных качеств, патриотических ценностей ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 4-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.

Актуальность проблемы:

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.

Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдем время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.

Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

 

Новизна проекта:

Новизна данной темы состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада и вовлечение в данный процесс всех участников образовательного процесса.

Цель проекта:

Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях;

Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников.

Задачи проекта:

Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.

Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.

Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;

Расширить представления о волонтерском движении у детей 4-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;

Овладеть практическими навыками волонтерского движения всеми участниками образовательного процесса;

Создать систему работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении;

Создать методические рекомендации по организации волонтерского движения в детском саду и распространение опыта работы в других детских садах;

Ожидаемый результат проекта:

Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».

Спроектированная система волонтерского движения в МКДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.

Этапы реализации проекта:

Первый этап аналитико-диагностический: сбор информации по проблеме, разработка проекта, плана работы волонтерской деятельности.

Второй этап практический: методическая работа с педагогами ДОУ, внедрение проекта волонтерского движения в воспитательный процесс.

Третий этап обобщающий: оценка результатов, выработка рекомендаций по повышению эффективности работы волонтерского движения.

Нормативно правовая база проекта:

- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);

Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);

- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);

- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ;

- Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»;

- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. » О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

- Устав МКДОУ « Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сад Тополек».

- Основная Образовательная программа МКДОУ « Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сад «Тополек».

Возможныерискиреализациипроектаимерыпоихустранению.

Рискиреализациипроекта

Меры по их устранению

1.Родителинепосещаютмероприятия.Чрезмернаязагруженностьродителей.

1. Расширениенагляднойагитации.

2. Рекламадеятельностичерезвзаимодействиедетей,детейиродителей.

3. Мотивация с помощью поощрения(грамоты,дипломы,сувениры).

Индивидуальныебеседы.

2.Сложностивнедренияосновволонтерского движения вобразовательнуюпрограммуМАДОУ

В ДОУ.

1.  Интеграция с другими образовательнымиобластями.

2. Реализовать в различных  формах образовательнойдеятельности.

3.Недостаточный уровеньметодическойподготовкипедагоговдляорганизацииволонтерскогодвижения.

1. Повышение квалификациипедагоговчерезучастиев обучающихсеминарах, вебинарах и т.п.;

2.Проведениетворческих мастерских, мастер классовс целью просвещения и поддержки

волонтерскогодвижения.

4.Предполагаемые результаты

1.Пересмотретькалендарныйпланисодержаниесериимероприятий.2.Дальнейшаяподготовкародителейк реализациипроекта

 

 

План график выполнения работы.

Задача

Мероприятия

Ожидаемый результат.

Этап1. Организационно-подготовительный сентябрь 2020-январь2021

1

Анализобразовательнойсистемы ДОУ,наличияусловий для организацииволонтерскогодвижения.

Организацияработытворческойгруппы

Аналитический

Материал по подготовке нормативной

базы, по вопросу организации образовательного пространства.

Список творческой группы педагогов.

2

Подбор литературы по данной проблеме.

Приобретение необходимой литературы

Создание картотеки.

3

Выявление затруднений у педагогов по поданной теме.

Анкетирование, опрос.

Анализ результатов.

4

Анализ РППС в ДОУ

Выявление несоответствий

5

Выявление отношения родителей к волонтерскому движению, меценатству и благотворительности.

собрания, опросы и анкетирование, информирование родителей о предстоящем проекте.

Анализ результатов.

6

Анализ рисков

SWOT – анализ деятельности участников инновационного проекта.

7

Повышение педагогического опыта по теме «Социальное партнерство и волонтерское движение».

Семинар: технология «Дети- волонтеры»; вебинары и консультации по теме.

Методические разработки

8

Формирование нормативной базы.

Созданиелокальныхнормативныхактов.

НормативныеактыДОУ

9

Формированиедокументальногообоснования участиясоциальныхпартнероввинновационном

Заключениедоговоров осовместнойработессоциальнымипартнерами;

Договоры,планы

10

Разработкасистемыпоорганизации в ДОУволонтерскогодвижения

Создание планареализациипроекта

Планработыпо

реализациипроекта.

Этап 2. Основной февраль  2021- май 2022

1

Организацияволонтерскогодвижениявсоответствиеспланомпроекта

Проведениезапланированныхмероприятий

Методическиеразработкимероприятий, отзывыучастников

2

Создание условийвзаимодействия ссоциальнымипартнерами.

Совместные мероприятия социальными партнерамиДОУ(семинары,круглые столы).

3

Мероприятиядляпедагогов

Консультации,

семинары

Методическийматериал.

4

Корректировка плана пореализациипроекта.

Работатворческойгруппы.

План

Публикации СМИ, наэлектронныхресурсах.

5

Повышениекомпетенцииродителейпотеме: «ВолонтерскоедвижениеДОУ»

Мероприятиясродителями.

Отзывыродителей

Этап 3. Аналитический июнь 2022-декабрь 2022

1

Изучение и анализПолученныхрезультатов

деятельности.

Мониторинг.

Анализрезультатов.

2

Подведение итогов. Подведениеитогов.

 

 






Мероприятия по внедрению и распространению инновационных практик.

№п/п

Мероприятие

Содержаниемероприятия

Срок

Ожидаемыерезультаты

1

Публикацияаналитическойстатьи.

Статья

В

течениевсегопериода

ТранслированиеопытаинновационнойдеятельностиДОУ.

2

Творческийотчетдошкольногоучреждения

Презентацияпроекта,открытыепоказы

В

течениевсегопериода

Творческий отчетреализации

проектаДОУ

3

Представлениеобразовательногопроекта ДОУ

Представлениеработы:

доклад спрезентацией,методическоепособие сразработаннымпрограммно-методическимматериалом(электронныйдокумент)

В концекаждогоучебногогода

Публикацияметодическогопособия поинновационнойдеятельностиДОУ

Заключение.

Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях:

- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

Взаимодействие детей проявлялось:

• дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;

 у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности;

 у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми;

• дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;

 в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением;

• многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;

• педагоги поощряли попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы педагога-психолога

Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.

Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.

Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.

Д. С. Лихачев в своей книги «Письма о добром и прекрасном» писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист».

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

1. Большая советская энциклопедия В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.

2.  Деркунская В. А., Агабекян С. С., Воронина Н. А. «Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. Методическое пособие»

3. И.П. Гришаева «Технологияэффективной социализации детей 3-7 лет»

4. «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через волонтёрское движение в детском саду»

5. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта ; Главный редактор .— М.: Мысль, 2003.

6. «Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя).

7. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» »/ М., Просвещение, 1992.

Руководители проекта: Яковлева Ирина Александровна.

 

 

 

 

 

 

 

 

9 ноября 2024 в 17:08

Прикреплённые файлы:

Документ: Волонтерское движение школа маленького патриота

Описание файла:

Файл называется: 6-proekt-volonterskoe-dvizhenie-shkola-malenkogo-patriota_fnuak.docx

Это официальный файл организации «Никифорова Ольга Павловна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ АГО Ачитский детский сад «Улыбка«-филиал Ачитский детский сад «Тополек»», в нём содержится Волонтерское движение школа маленького патриота.

Размер файла: 0,32 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.