Никифорова Ольга Павловна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ АГО Ачитский детский сад «Улыбка«-филиал Ачитский детский сад «Тополек»
Волонтерское движение школа маленького патриотаПроект МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сад «Тополек» «Волонтерское движение – школа маленького патриота».
Введение: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияопределяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «…культурными способами деятельности, инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.) Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека иосвоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределенияусложняющихся контактах. Дошкольный традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. В Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования"2018-2025 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственныхпредставлений и гражданских принципов детей. Одной из задач гражданского ипатриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детейактивной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию вобщественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Важнейшей задачей названо формирование у детей навыков социальной и личностной компетентности, в условиях давления социального окружения: уменияобщаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, дети дошкольного возраста должны приобрести первичные навыки как противостоять соблазнам жизни, как сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовал опыт работы волонтерского движения в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастноеобщение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения отсверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит вбольшом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человекалюбые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво. Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо посвоей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей,объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, какправило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много волонтерских объединений, которые занимаютсяпропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности, навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном видедеятельности.
Содержание проекта: 1. Направление реализации проекта: Социально-коммуникативное развитие дошкольников. 2. Название проекта: «Волонтерское движение – школа маленького патриота» «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» 3.Срок реализации проекта: 2020-2023 год 4.Участники проекта: воспитанники 4-7 лет, педагоги ДОУ, родители. Социальные партнеры 5. Основная идея проекта: В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. На современном этапе одним из направлений развития и образования детей является социально - коммуникативное развитие. Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Существует много форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Наш детский сад выбрал – волонтерское движение. Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность. Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это: посадка цветов, кустов, покраска деревьев; помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, люди с ограниченными возможностями (инвалиды) и другие; благоустройство парка, территории ДОУ; помощь животным; просветительские беседы; благотворительные концерты и театральные выступления; экологические марши, уборка мусора и загрязнений; Участие в международных и российских значимых акциях пропаганда здорового образа жизни; и др. Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики. Немаловажное значение имеют исследования, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие духовно-нравственных качеств, патриотических ценностей ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 4-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду. Актуальность проблемы: Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдем время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Новизна проекта: Новизна данной темы состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада и вовлечение в данный процесс всех участников образовательного процесса. Цель проекта: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях; Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников. Задачи проекта: Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества. Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе; Расширить представления о волонтерском движении у детей 4-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников; Овладеть практическими навыками волонтерского движения всеми участниками образовательного процесса; Создать систему работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении; Создать методические рекомендации по организации волонтерского движения в детском саду и распространение опыта работы в других детских садах; Ожидаемый результат проекта: Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум». Спроектированная система волонтерского движения в МКДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников. Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ. Этапы реализации проекта: Первый этап аналитико-диагностический: сбор информации по проблеме, разработка проекта, плана работы волонтерской деятельности. Второй этап практический: методическая работа с педагогами ДОУ, внедрение проекта волонтерского движения в воспитательный процесс. Третий этап обобщающий: оценка результатов, выработка рекомендаций по повышению эффективности работы волонтерского движения. Нормативно правовая база проекта: - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); - Конвенция о правах ребенка (1989 г.); - Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE); - Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); - Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117); - Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ; - Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»; - Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; - Федеральный закон от 11 августа 1995 г. » О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». - Устав МКДОУ « Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сад Тополек». - Основная Образовательная программа МКДОУ « Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сад «Тополек». Возможныерискиреализациипроектаимерыпоихустранению.
План график выполнения работы.
Мероприятия по внедрению и распространению инновационных практик.
Заключение. Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях: - участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность; - они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; - Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. Взаимодействие детей проявлялось: • дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания; у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности; у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми; • дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными; в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением; • многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни; • педагоги поощряли попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы педагога-психолога Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит. Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя. Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение. Д. С. Лихачев в своей книги «Письма о добром и прекрасном» писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Библиография: 1. Большая советская энциклопедия В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978. 2. Деркунская В. А., Агабекян С. С., Воронина Н. А. «Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. Методическое пособие» 3. И.П. Гришаева «Технологияэффективной социализации детей 3-7 лет» 4. «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через волонтёрское движение в детском саду» 5. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта ; Главный редактор .— М.: Мысль, 2003. 6. «Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя). 7. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» »/ М., Просвещение, 1992. Руководители проекта: Яковлева Ирина Александровна.
9 ноября 2024 в 17:08
Прикреплённые файлы:Документ: Волонтерское движение школа маленького патриота Описание файла:Файл называется: 6-proekt-volonterskoe-dvizhenie-shkola-malenkogo-patriota_fnuak.docx Это официальный файл организации «Никифорова Ольга Павловна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ АГО Ачитский детский сад «Улыбка«-филиал Ачитский детский сад «Тополек»», в нём содержится Волонтерское движение школа маленького патриота. Размер файла: 0,32 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.