Никифорова Ольга Павловна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ АГО Ачитский детский сад «Улыбка«-филиал Ачитский детский сад «Тополек»

Рабочая программа старшей группы

Рассмотрен и рекомендован к утверждению Утверждено:

Протокол педсовета № от № 1 от 31.08. 2021г Приказ № 108 от 19.08.2021г.

Заведующая филиала «Ачитский детский сад «Тополек»

_____________________ Е.В.Ушакова

 

 

 

Рабочая программа

Педагога ДОУ с учетом ФГОС ДО (группа в возрасте от 5 до 6 лет) составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы на 2021- 2022учебный год

Разработчики программы:

Воспитатели: Никифорова О.П.

п. Ачит 2021г

Содержание

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации образовательной Программы;

1.1.2.Принципы и подходы к формированию образовательной Программы;

1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 5-го года жизни, воспитывающихся в группах общеразвивающей направленности.

1.1.4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)

1.2.Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка с детьми 5-го года жизни

2. 1. 1. Описание образовательной деятельности по направлению «Социально – коммуникативное»

2. 1.2.Описание образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие»

2. 1. 3. Описание образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие»

2. 1. 4. Описание образовательной деятельности по направлению «Художественно – эстетическое развитие»

2. 1.5. Описание образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие»

3.Организационный раздел

3.1. Материально – техническое обеспечение Программы

3.1.1.  Методическое обеспечение Программы

3.1.2. Ежедневная организация жизнедеятельности детей 5-  года жизни (режим дня)

3.1.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.1.4. Особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды

4. Вариативная часть

5. Перспективно- тематическое планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа – документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса для детей среднего дошкольного возраста (5 – года жизни), в соответствии с ФГОС ДО, с учётом психофизических особенностей детей дошкольного возраста, специфики социально экономических и  концептуальных положений примерной образовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.

Основанием для разработки рабочей программы служат:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Постановление Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от  «15»  мая 2013 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13.;

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Мин. Обр. науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

Федеральный государственный основной стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г., N 1155, г. Москва;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Мин. Обр. науки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

Комментарий к ФГОС ДО от 28 февраля 2014 г. № 08 – 249 Департамента государственной политики в сфере общего образования Мин. Обр. науки России.

Устав МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»- филиал «Ачитский детский сад «Тополек»;

Основная образовательная программа МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»- филиал «Ачитский детский сад «Тополек»

 1.1.1. Цели деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы

Цель программы:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

1.Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

2.Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

3.Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса:

4.Творческая организация (креативность) образовательного процесса;

5.Вариативность использования образовательного процесса, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;

6.Уважительное отношение к результатам детского творчества

7.Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

8.Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей

9.Организация образовательного процесса определена комплексно-тематический принципом построения с ведущей  игровой деятельностью, на адекватных возрасту формах работы с детьми 

10.Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;

11. Развитие готовности к обучению в школе, формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию.

12.Осуществление решения программных задач  в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

 

1.1.2.Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы ДОУ

Программа ДОУ сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС).

Принципы и подходы к формированию Программы см. в примерной основной образовательной программе дошкольного образования, стр. 11-13. 

Реализация программы осуществляется в основных моделях организации общеобразовательной программы: 

1. Образовательная деятельность взрослого и детей; 

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов; 

3. Свободная самостоятельная деятельность детей; 

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 

Каждая модель может использоваться, как самостоятельно, так и интегрироваться с другими, не нарушая требований СанПиН.

Время для реализации основной общеобразовательной программы составляет 60% и вариативной части 40%.

Освоение детьми образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», 

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», 

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие» 

осуществляется в процессе интеграции по организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей четвертого года жизни

Количество детей в группе 23; детей с 1 группой здоровья  - 12; с 2 группой здоровья- 10; с 3 группой здоровья – 1 . В группе 10- мальчиков, 13- девочек.

Анализ социального статуса семей

п/п

Критерии

На 01.09.2019г


Кол-во

%

1.

Всего детей:

23

100

2.

Всего семей:

23

Из них: полных

18

неполных

5


многодетных

11

3.

Социальный состав:

рабочие

31

предприниматели

-

неработающие

9

4.

Образовательный ценз:

высшее образование

14

средне-специальное

22

Среднее (общее)

5






Возрастные особенности контингента детей определены авторами основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-248 с.

 

Возрастная характеристика, контингента детей 4-5 лет.

 

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.

Физическое развитие

В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесии перешагивая через небольшие преграды, нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи) : они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.

Социально-коммуникативное  развитие

К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.

Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.)

-проявление произвольности.

У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.

К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.

Речевое развитие.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативное.

Познавательное развитие.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку –величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Художественно-эстетическое развитие

На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.

К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.

 

1.1.4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2016 г., парциальной программыхудожественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" И.А.Лыковой, парциальной программы «Ребенок в мире поиска» под редакцией О.В. Дыбиной. Также при организации образовательного процесса учитываются национально – региональные, культурные, демографические, климатические особенности через реализацию парциальной программы  «Мы живем на Урале» Толстиковой О.В.

В основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а так же в самостоятельной деятельности.

В ходе планирования образовательного процесса учитываются индивидуальные особенности детей в освоении общеобразовательной программы дошкольного образования

В направлении физического развития особое внимание уделяется:

- часто болеющим детям, с нарушением осанки (плоскостопие), психосоматическими нарушениями через: систему закаливания, осуществление профилактических мероприятий в холодный период времени и в период эпидемии, использование психогимнастики, оздоровительного бега, танцевальных минуток, массажа, дыхательных гимнастик, релаксации, утренней гимнастики и гимнастики после сна, корригирующей гимнастики.

В направлении социально-коммуникативного  развития особое внимание уделяется:

- основным правилам этикета, гендерному воспитанию, умению анализировать своё поведение в различных ситуациях, представлению о традициях родного города, Урала, страны: через беседы, «минутки вежливости», «минутки общения», игровые ситуации, дидактические игры, мини-музеи, выставки, чтение художественной литературы, драматизации, инсценирование, педагогические ситуации.

В направлении познавательного и речевого развития особое внимание уделяется:

- психологической базе (речь, память, внимание, мышление, воображение), моторным зонам (артикуляционная и мелкая моторика), звукопроизношению, речевому слуху, грамматическому строю речи, связной речи, лексике через: использование дыхательной, артикуляционной, пальчиковой, игр на развитие мышления, внимания, памяти, воображения, «минуток общения»; рассказывание, составление описательных, повествовательных рассказов, развитие связной речи, фонематические минутки.

В направлении художественно-эстетического развития особое внимание уделяется:

- представлениям об основных традициях, ремеслах, промыслах Среднего Урала через: беседы, нетрадиционные техники рисования,  чтение художественной литературы, дидактические игры, мини-музеи, выставки.

Климатические  особенности: природно-климатические условия Среднего Урала сложны и многообразны. Достаточно длинный весенний и осенний периоды. Предусматривается ознакомление детей с природно-климатическими условиями и особенностями Свердловской области, воспитание любви к родной природе. Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. холодный период - образовательный: (сентябрь- май), составляется определенный режим и расписание непосредственно образовательной деятельности с детьми в разнообразных формах работы;

2. летний период - оздоровительный: (июнь- август), для которого составляется другой режим дня, осуществляется оздоровительная и культурно- досуговая деятельность.

 

Демографические  особенности:При организации образовательного процесса учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.

Национально-культурные  особенности:

Этнический состав воспитанников группы: русские, азербайджане, татары, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Малой Родины. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты.

Реализация данного направления осуществляется через:

  введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее;

  формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни Малой Родины;

  создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг;

  осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, изготовление поделок, загадки, аппликация, лепка, рисование);

  создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявить свое творчество;

Организация образовательного процесса предусматривает:

  игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные игры);

  прогулки в природу , экскурсии экологической направленности (родники п. Ачит, парк, Берёзовая роща,  и пр.)

  творческие задания, предполагающие организацию разных видов совместной художественно-творческой деятельности детей  и родителей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

  экскурсии культурным памятникам и социально-значимым объектам Малой Родины;

  исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами: с песком, льдом, снегом, водой, землей;

  знакомство с русскими народными праздниками (Рождество, Коляда, Масленица, Пасха, Троица);

  знакомство с традицией и культурой народов Урала;

  беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений);

  чтение, прослушивание сказок, потешек;

  трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

 

1.2.Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей 5 года жизни.

Системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования:


Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 


Целевые ориентиры не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.


Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают

формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

· Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности- игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

· Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

· Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

· Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

· Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

· Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

· Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

· Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

· Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

· У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

· Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

· Проявляет ответственность за начатое дело.

· Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

· Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

· Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

· Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства ( музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).

· Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

· Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

· Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

· Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

 

 

Целевые ориентиры, в части,  формируемой участниками образовательных отношений дошкольного возраста:

  ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в общих делах,совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми; способен понимать состояния и поступки других людей, выбиратьадекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими;

  ребенок обладает установкой на толерантность, способностью мириться, уживаться с тем, что является отличным, непохожим,непривычным (например, с чужим мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с людьми других национальностей идр.); с удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического общения;

  ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения с детьми других этносов и использует их при решениипроблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия;

  ребенок обладает чувством разумной осторожности, выполняет выработанные обществом правила поведения (на дороге, в природе, всоциальной действительности);

  ребенок проявляет уважение к родителям (близким людям), проявляет воспитанность и уважение по отношению к старшим и не обижаетмаленьких и слабых, посильно помогает им;

  ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворенияпотребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информациидля удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;

  ребенок проявляет интерес к Малой Родине, родному краю, необычным памятникам, зданиям; к событиям настоящего ипрошлого родного края; к национальному разнообразию людей своего края, стремление к знакомству с их культурой; активно включается впроектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с прошлым инастоящим родного края;

  ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, к самостоятельномупоиску разных способов решения одной и той же задачи; способностью выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе еепреобразования создать новый, оригинальный продукт;

  ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы исредства реализации собственного замысла на материале народной культуры; самостоятельно может рассказать о малой родине, родном крае(их достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), использует народный фольклор, песни, народные игры всамостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;

  ребенок признает здоровье как наиважнейшую ценность человеческого бытия, проявляет готовность заботиться о своем здоровье издоровье окружающих, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные споддержанием, укреплением и сохранением здоровья в рамках адекватной возрасту жизнедеятельности и общении;

  ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость при участии в социально значимых делах, событиях (переживает эмоции, связанные ссобытиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и др.);отражает своивпечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет ит.д.);охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности (в подготовке концерта для ветеранов войны, посадкедеревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю» и пр.; выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благородной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить некоторые социальные проблемы.

  ребенок обладает начальными знаниями о себе, об истории своей семьи, ее родословной; об истории образования родного города (села).

Промежуточная оценка (один раз в полугодие) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими программы  по всем направлениям развития детей; - это результаты мониторинга (приложение № 1)

 

 

2. Содержательный раздел

 

В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно – деятельностный подходы к развитию ребенка, который предполагает:

s  создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей. 

s  обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. 

s  ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития. 

2.1. Содержание образовательной деятельности по образовательным областям 

Обязательная часть Программы реализуется в содержании образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, см. Содержательный раздел программы, стр. 38 – 137.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется посредством парциальных программ. Учитывая спрос родителей, были выбраны следующие парциальные программы: 

«Цветные ладошки». Программа и программное содержание. И.А. Лыкова (художественно – эстетическое  развитие)

«Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Р.Б. Стеркина  (социально – коммуникативное развитие).

«Юный эколог». Программа экологического воспитания дошкольников. С.Н. Николаева (познавательное развитие)

- «Ребенок в мире поиска». Программа под редакцией О.В. Дыбиной.

Парциальные программы дополняют содержание образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Описание  форм, способов, методов и средств реализации Программы см. в  основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», стр. 138 – 151.

2.2.1.«Физическое развитие»

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты 

Совместная деятельность педагога с детьми


Самостоятельная деятельность детей


Формы организации детей




Индивидуальные, подгрупповые, групповые


Индивидуальные, подгрупповые, групповые


Индивидуальные, подгрупповые




Формы работы




Игровая беседа с элементами движений

Интегративная деятельность

Утренняя гимнастика

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Игра

Контрольно-диагностическая деятельность

Экспериментирование 

Физкультурное занятие Спортивные и физкультурные

досуги

Спортивные состязания Проектная деятельность


Игровая беседа с элементами движений Интегративная деятельность

Утренняя гимнастика

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Игра

Контрольно-диагностическая деятельность

Экспериментирование 

Физкультурное занятие

Спортивные и физкультурные досуги Спортивные состязания

Проектная деятельность


Во всех видах самостоятельной деятельности детей 

Двигательная активность в течение дня

Игра

Утренняя гимнастика

Самостоятельные спортивные игры и упражнения

Организация спортивных уголков с набором оборудования для двигательной активности детей в режиме дня

2.2.2.«Социально-коммуникативное развитие»

Формы образовательной деятельности


Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей


Индивидуальные, подгрупповые, групповые

Индивидуальные, подгрупповые, групповые

Индивидуальные, подгрупповые


Наблюдения

Беседа

Чтение 

Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

Экспериментирование.

Проблемная ситуация

Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра

Индивидуальная игра

Праздник 

Экскурсия 

Ситуация морального выбора Проектная деятельность

Интегративная деятельность.

Дежурство 

Экскурсия 


Совместные действия

Наблюдения

Беседа

Чтение 

Рассматривание 

Игра

Проектная деятельность

Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач. Ситуативный разговор с детьми

Педагогическая ситуация

Ситуация морального выбора

Проектная деятельность

Интегративная деятельность


Создание соответствующей предметно-развивающей среды. Совместная со сверстниками игра

Индивидуальная игра.







2.2.3.«Познавательное развитие»

Формы образовательной деятельности



Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты


Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей




Индивидуальные, подгрупповые, групповые


Индивидуальные, подгрупповые, групповые


Индивидуальные, подгрупповые


беседа после чтения рассматривание 

игровая ситуация дидактическая игра интегративная деятельность чтение

беседа о прочитанном

игра-драматизация

показ настольного театра разучивание стихотворений театрализованная игра режиссерская игра

проектная деятельность интегративная деятельность решение проблемных ситуаций

разговор с детьми создание коллекций

игра 


ситуация общения в процессе режимных моментов

дидактическая игра

чтение (в том числе на прогулке) словесная игра на прогулке наблюдение на прогулке

труд 

игра на прогулке ситуативный разговор

беседа 

беседа после чтения

экскурсия

интегративная деятельность разговор с детьми

разучивание стихов, потешек сочинение загадок

проектная деятельность  разновозрастное общение


-сюжетно-ролевая игра

-подвижная игра с текстом

-игровое общение

-все виды самостоятельной  детской деятельности предполагающие -общение со сверстниками

-хороводная игра с пением

-игра-драматизация

-чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка

-дидактическая игра

2.2.4.«Речевое развитие»

Формы образовательной деятельности


Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей



Индивидуальные, подгрупповые, групповые


Индивидуальные, подгрупповые, групповые


Индивидуальные, подгрупповые


беседа после чтения рассматривание 

игровая ситуация дидактическая игра интегративная деятельность чтение

беседа о прочитанном

игра-драматизация

 показ настольного театра разучивание стихотворений театрализованная игра режиссерская игра

проектная деятельность интегративная деятельность решение проблемных ситуаций

разговор с детьми создание коллекций игра 


ситуация общения в процессе режимных моментов

дидактическая игра чтение (в том числе на прогулке)

словесная игра на прогулке наблюдение на прогулке

труд 

игра на прогулке

ситуативный разговор

беседа, беседа после чтения экскурсия

интегративная деятельность разговор с детьми

разучивание стихов, потешек сочинение загадок

проектная деятельность  разновозрастное общение


сюжетно-ролевая игра

подвижная игра с текстом

игровое общение

все виды самостоятельной  детской деятельности предполагающие общение со сверстниками

хороводная игра с пением

игра-драматизация

чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка

дидактическая игра

2.2.5. «Художественно-эстетическое развитие»

Формы образовательной деятельности



Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты


Самостоятельная деятельность детей


Формы организации детей



И

ндивидуальные, подгрупповые, групповые

Ин

дивидуальные, подгрупповые, групповые


Индивидуальные, подгрупповые


занятия (рисование, аппликация,  художественное конструирование, лепка)

изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр 

экспериментирование рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства


наблюдение

рассматривание эстетически привлекательных объектов природы

игровое упражнение

 проблемная ситуация конструирование из песка обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)

 создание коллекций.


- украшение личных предметов

- игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)

- рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства


игры (дидакт., строительные,

сюжетно-ролевые) тематические досуги

выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи

проектная деятельность  создание коллекций

эксперим. со звуками музыкально-дид. игра разучивание муз. игр и танцев импровизация.

совместное и индивидуальное муз. исполнение

музыкальное упражнение попевка,  распевка

слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов

музыкальная подвижная игра на прогулке

концерт-импровизация на прогулке.

самостоятельная изобразительная деятельность.

создание соответствующей предметно-развивающей среды









 

 

2.3. Особенности образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей 4-5 лет

см. основную образовательную программу «От рождения до школы» стр.48 – 137

Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

 

Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах

Формы образовательной деятельности в режимных моментах

Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю

Средняя группа (общение)

Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта

ежедневно

Беседы и разговоры с детьми по их интересам

ежедневно

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр

Индивидуальные игры с детьми  (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

ежедневно

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

3 раза в неделю

Детская студия (театрализованные игры)

1 раз в 2 недели

Досуг здоровья и подвижных игр

1 раз в 2 недели

Подвижные игры

ежедневно

Познавательная и исследовательская деятельность

Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической направленности)

1 раз в 2 недели

Наблюдения за природой (прогулка)

ежедневно

Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей

Музыкально-театральная гостиная

1 раз в неделю

Конструктивно-модельная деятельность

1 раз в неделю

Чтение литературных произведений

ежедневно

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Самообслуживание

ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

1 раз в неделю





Модель физического воспитания

Формы организации

Средняя группа

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада

Утренняя гимнастика

Ежедневно 6-8 минут

 Физкультминутки

Ежедневно по мере необходимости до 3 минут

Игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно 10- 15 минут

Закаливающие процедуры

Ежедневно после дневного сна

Дыхательная гимнастика

Ежедневно после дневного сна

2. Физкультурные занятия

Физкультурные занятия в спортивном зале

2 раза в неделю по 20 минут

Физ. занятия на свежем воздухе

1 раз в неделю 20 - 25 минут

3.Спортивный досуг

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка)

Спортивные праздники

1 раз в год

Физкультурные досуги и развлечения

1 раз в месяц

Дни здоровья

1 раз в квартал

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально – техническое обеспечение Программы

Для реализации целей Программы в образовательной организации созданы оптимальные материально технические условия. В группе оборудованы игровые центры для организации разных видов детской деятельности. Групповые помещения предусматривают разнообразие тематики материалов и оборудования, активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. В образовательной организации созданы условия для реализации Программы. Имеет предметно – развивающую среду, оснащённую для проведения образовательного процесса. В ДОО имеются следующие помещения для организации воспитательно – образовательного и коррекционного процесса. Все помещения детского сада соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников.

Помещение

Назначение

Техническое обеспечение

Зал (музыкальный, спортивный)

Организация двигательной деятельности, оздоровление, закаливание и др. Организация спортивных праздников, досугов с детьми и родителями.

Организация музыкально – художественной деятельности, массовых культурно – досуговых мероприятий с детьми и родителями.

Музыкальный центр.

Фортепиано.

Проектор.

Материалы и оборудование для организации музыкальной и спортивной деятельности.

Методический кабинет.

Организация методического сопровождения реализации ООП ДО, повышения профессиональной компетентности педагогов. Обеспечение методическим комплектом и дидактическим материалом.

Компьютер.

Ноутбук.

Принтеры.

Сканер.

Ксерокс.

Фотоаппарат.

Магнитофон.

Медицинский кабинет.

Контроль соблюдения санитарно – гигиенических норм, режима дня, обеспечения качества питания.

Компьютер.

Весы.

Ростомер.

Стол.

Кушетка.

Процедурный кабинет.

Проведение лечебно – профилактических мероприятий.

Стол медицинский.

Шкаф.

Холодильник.

Пищеблок.

Организация полноценного здорового питания.

Плита.

Холодильники.

Разделочные столы.

Шкафы.

 

 

 

Обеспечение безопасности

В дневное время за безопасность ДОО отвечает дежурный  по учреждению и  администратор, в ночное время - сторожа.

 ДОО полностью укомплектовано первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).  Установлена охранно-пожарная сигнализация (АПС), кнопка экстренного вызова (КЭВ).

 Разработана документация по антитеррористической деятельности, пожарной безопасности.

Поэтажно  имеются первичные средства пожаротушения, схемы и планы  эвакуации.

Четыре раза в год проводятся практические тренировки по эвакуации детей и сотрудников  из здания на случай чрезвычайных ситуаций в места, закреплённые за группами.

Работники ДОО проходят обучение по ППБ, ОТ и ТБ в соответствии с требованиями; проводятся инструктажи с педагогическим и обслуживающим персоналом, а также с воспитанниками (с отметкой в журнале).

3.1.1. Методическое обеспечение Программы

Учебно-методический комплект  к ООП ДО.

Образовательные области (направления развития)

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательных отношений


Примерная основная образовательная программа.

Методические пособия.

Учебно-наглядные материалы.

Парциальные программы

Технологии (формы, способы, методы), методики

Методические пособия

Социально-коммуникативное развитие

Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой, , М. А. Васильевой. -  М. : Мозаика-Синтез, 2016

О. В. Дыбина «Предметный мир как источник познания социальной действительности»

Н. Михайленко, Н. Короткова Организация сюжетной игры в детском саду

Н.Ф.Губанова Игровая деятельность в детском саду

Л. В. Куцакова Нравственно- трудовое воспитание в детском саду

Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –102с.



Познавательное развитие

Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой, , М. А. Васильевой. -  М. : Мозаика-Синтез, 2016

Программа «Детство». СПб., 1997

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию

О. А. Соломенникова Занятия по формированию экологических представлений в средней группе

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

Развивающие занятия с детьми 4-5 лет под ред. Л.А. Парамоновой

Л.В. Минкевич «Математика в детском саду» Средняя группа

Развитие мыслительной деятельности детей под редакцией М.А. Васильевой

«Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной.-М.: ТЦ Сфера, 2007

Игры-путешествия,

игры-занятия, проекты

Факультатив «Очумелые ручки» (конструктивно-модельная деятельность)

Факультатив «Разноцветный мир» (сенсорное развитие)

О. В. Дыбина «Творим, изменяем, преобразуем»

О. В. Дыбина Ребенок и окружающий мир

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

Рабочая тетрадь «Я узнаю мир»

О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы»

О.В. Дыбина «Что было до…»

«Забавные превращения веревочки» - коррекционная работа в средней группе.

Речевое развитие

Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой, , М. А. Васильевой. -  М. : Мозаика-Синтез, 2016

Программа развития речи детей дошкольного возраста» О.С. Ушакова, М. Творческий центр «Сфера», 2004

В.В. Гербова Занятия по развитию речи в детском саду.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду»

О.А. Новикова «Конспекты комплексных  занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».


Факультатив «Речевичок»

М.Д. Маханева «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет»

Художественно-эстетическое развитие

Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой, , М. А. Васильевой. -  М. : Мозаика-Синтез, 2016

«Программа «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыкова, М. ТЦ «Сфера», 2009

Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет,

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе»

Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество»

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»




Физическое развитие

М. Ю. Картушина Зеленый огонек здоровья,  М., 2009г

Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова Занятия физической культурой в ДОУ, М., 2007г




3.1.2.Создание и обновление предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников и периода обучения.В каждой возрастной группе нашего ДОУ созданы условия для самостоятельного активного и  целенаправленного  действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, которые размещаются и содержат материалы для развивающих игр и занятий. Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

В качестве ведущих направлений с

9 ноября 2024 в 16:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.