|
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»
Юридический адрес: 623230, Свердловская область, п. Ачит, ул. Первомайская, д. 38.тел. 8(34391) 7-11-16
Фактический адрес: 623230, Свердловская область, п. Ачит, ул. Первомайская, д. 38.тел. 8(34391) 7-11-16
РАССМОТРЕНО:
На педагогическом совете МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» -
Протокол № 1от 19.08. 2022года
Приказ № 515 от 19.08. 2022г. |
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МКДОУ АГО
«Ачитский детский сад «Улыбка» __________/ Прокина М.Г./
|
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»________/ Л.В. Попова/
«_____» _____________20___ г.
СОГЛАСОВАНО:
Родители (законные представители)
____________/Анкушева А.С../
«_____»________________20___ г.
|
|
|
|
|
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования
для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(задержка психического развития)
Срок реализации-1год.
Кураторпрограммы: |
Попова Лариса Васильевна – заведующий детского сада |
Разработчики: |
Черепанова Любовь Ивановна - воспитатель старшей группы
Никифорова Ольга Павловна– воспитатель старшей группы
Гилева Ольга Петровна, учитель-логопед
Гладкова Юлия Вячеславовна – педагог - психолог
Ярушина Юлия Анатольевна– инструктор по физической культуре
Терентьева Ирина Николаевна – музыкальный руководитель
|
|
п. Ачит, 2022 год
Содержание
|
|
Стр. |
I. |
Целевой раздел |
|
1.1. |
Пояснительная записка |
3 |
1.2 |
Планируемые результаты освоения Программы |
6 |
1.3. |
Психолого-педагогические условия по сопровождению воспитанницы специалистами ДОУ |
9 |
II. |
Содержательный раздел |
|
2.1. |
Образовательный компонент |
10 |
2.2. |
Коррекционный компонент |
12 |
2.3. |
Воспитательный компонент |
15 |
2.4. |
Программа сопровождения семьи воспитанника |
16 |
III. |
Организационный раздел |
|
3.1. |
Кадровые условия |
17 |
3.2. |
Материально-технические условия |
18 |
3.3. |
Методическое обеспечение |
18 |
|
Заключение и рекомендации |
19 |
|
Приложения:
Приложение 1. Особенности развития детей 4- 6 лет с ЗПР.
Календарно-тематическое планирование воспитателей;
Приложение 2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога;
Приложение 3.Коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда;
Приложение 4. Коррекционно-развивающая работа инструктора по физической культуре;
Приложение 5. Коррекционно-развивающая работа музыкального руководителя. |
|
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дата рождения |
18.12.2015 года |
Группа |
Старшая группа «Дельфинчики» |
Социальное окружение, интересы |
Семья – неполная, второй ребенок в семье
Брат Никита
Игровые интересы разнообразные: любит играть с машинками, рисовать красками, в подвижные игры |
Ожидания родителей |
Разностороннее развитие ребёнка, подготовка к обучению в школе. |
Основание для разработки АООП |
Выполнение рекомендаций ПМПК, заключение № 4269 от 27. 01. 2022г.: АООП ДОдля детей с задержкой психического развития. |
Диагноз |
|
Рекомендации ПМПК |
Предоставление специальных условий образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья:
Образовательная программа: АООП для детей ЗПР
Уровень образования: дошкольный
Специальные методы обучения: в соответствии с программой
Организация пространства: в соответствии с ФГОС
Тьюторское сопровождение обучающихся: осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП.
|
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей развития ребенка |
С Программой старшей группы детского сада не справляется. Речевая активность на низком уровне, понимает обращенную речь не всегда, требуется повторение. На вопросы не отвечает или отвечает односложно. С заданиями справляется с направляющей помощью взрослого. Иногда требуется многократное повторение и упрощение инструкции, необходима постоянная направляющая помощь взрослого. |
ЦельАООП |
Оказание ребёнку психолого-педагогической помощи, направленной на преодоление отставания в развитии речевых, познавательных способностей. Подготовка ребёнка к обучению в школе. |
Задачи АООП
(комплексного сопровождения)
|
- реализовать данную адаптированную образовательную программу в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
- выявить предпосылки для успешного освоения АООП для ребёнка с ЗПР;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ОВЗ);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создания благоприятных условий развития ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности ребёнка, развитие его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей ребёнка;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребёнка;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребёнка;
- определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений. |
Задачи сопровождения педагогом-психологом
|
формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности. |
Задачи сопровождения учителем-логопедом
|
Коррекция и развитие всех компонентов речи. |
Задачи сопровождения воспитателями |
Индивидуальные занятия по основным образовательным областям ДО
1. ОО «Социально – коммуникативное развитие».
2. ОО «Познавательное развитие». |
Программно-методические основания
(на основе которых разработана АООП ДО для ребёнка с ЗПР) |
Комплексная программа «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Программа Подготовка к школе детей с задержкой психического развития С.Т. Шевченко
Е.О. Севостьянова Занятия по развитию психических процессов детей 5-7 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2008.
Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. проф. Л.В. Лопатиной. |
Особенности организации образовательного процесса |
Индивидуализация с учётом структуры дефекта |
Принципы и подходы к формированию Программы
(с учетом дефекта ребенка) |
Принцип индивидуализации реализуется с учетом:
личностно-ориентированного подхода,
опорой на зону ближайшего развития,
учетом специальных образовательных потребностей ребенка с нарушением …
Принципы организации диагностической и коррекционной работы:
Единство диагностики и коррекции
Системный подход к коррекции и компенсации, отбор коррекционно-развивающих технологий в зависимости от структуры и выраженности нарушения, с учетом сохранных функций
Деятельностный подход, опора на ведущую деятельность возраста – игровую
Комплексный подход – диагностическую и коррекционную работу выполняют все специалисты МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал Ачитский детский сад «Тополек» (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель), воспитатели группы
Индивидуально-дифференцированный подход к отбору содержания и методов работы с учетом индивидуально-типологических особенностей ребенка |
1.2. Планируемые результаты по образовательным областям (исходя из психофизических возможностей ребенка)
Направление развития (ОО) |
Вид детской
деятельности |
Ожидаемые результаты достижений по образовательным областям, нацеленные на промежуточную диагностику |
Социально-коммуникативное развитие |
Развитие игровой деятельности |
Объединяясь в игре со сверстниками, принимать на себя различные роли.
Воспроизводить ролевое поведение; соблюдать ролевое соподчинение (продавец – покупатель), вести ролевые диалоги.
Менять роли в процессе игры.
Подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Проявлять инициативу и предлагать новые роли или действия, обогащать сюжет. |
Навыки самообслуживания |
Проявлять элементарные навыки самообслуживания.
Самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок.
Самостоятельно есть, пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой. |
Приобщение к труду. |
Готовить к занятиям свое рабочее место, убирать материалы по окончании работы.
Выполнять обязанности дежурного.
Выполнять индивидуальные и коллективные поручения, ответственно относиться к порученному заданию, стремиться выполнить его хорошо. |
Формирование основ безопасности. |
Соблюдать элементарные правила поведения в детском саду.
Соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения (понимать значения сигналов светофора; узнавать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра» и пр.).
Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе. |
Познавательное развитие |
ФЭМП |
Объединять предметы в группы по разным признакам (цвет, размер, назначение и т.п.).
Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Сравнивать два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
Различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, шар, куб); знать их характерные отличия.
Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
Определять части суток |
Конструктивно- модельная деятельность. |
Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
преобразовывать постройки в соответствии с заданием.
Конструировать по собственному замыслу.
При создании построек из строительного материала участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
Проявлять умение считаться с интересами товарищей. |
Ознакомление с предметным окружением |
Назвать большую часть предметов, которые окружают их в помещениях, на участке, на улице; объяснить их назначение.
Знать названия многих материалов, из которых изготовлены предметы (бумага, метал, дерево, пластик, резина и др.).
Использовать основные обобщающие слова (мебель, одежда, обувь и т.п.), классифицировать предметы (транспорт воздушный, водный, наземный, подземный и т.п.) и группировать и различать их по различным свойствам и признакам (все из дерева, сервиз чайный и сервиз столовый и т.д.).
Иметь представление об общественном транспорте и о специальных видах транспорта («скорая помощь», «пожарная», «полиция», машина МЧС), объяснять их назначение.. |
Ознакомление с миром природы |
Иметь представления о некоторых погодных явлениях, определять и называть состояние погоды.
Называть времена года в правильной последовательности.
Выделять сезонные изменения в живой и неживой природе.
Иметь элементарные представления о природном многообразии Земли.
Иметь представление о простейшей классификации растительного мира (деревья, цветы, овощи, фрукты, ягоды); узнавать и называть некоторые растения; различать и называть основные части растений.
Знать некоторые съедобные и несъедобные грибы.
Иметь первичные представления о классификации животного мира (звери, птицы, рыбы, земноводные, рептилии, насекомые), знать и называть некоторых представителей каждого класса.
Иметь некоторые представления о доисторических животных (динозаврах, мамонтах и др.).
Иметь представление о многообразии домашних животных, что едят, как за ними ухаживать, какую пользу они приносят человеку.
Уметь группировать представителей растительного и животного мира по различным признакам (дикие – домашние животные, садовые – лесные растения и пр.). |
|
Ознакомление с социальным миром |
Иметь представления о наиболее распространенных профессиях из ближайшего окружения (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер и т.д.), о том, что они делают, какие используют инструменты (орудия труда и результаты труда).
Иметь представления о некоторых творческих (художник, композитор, писатель, поэт, артист) и об основных военных профессиях (солдат, летчик, моряк и др.). |
Речевое развитие |
Развитие речи |
При общении со взрослым выходить за пределы конкретной ситуации, хотя речь при взаимодействии со сверстниками носит преимущественно ситуативный характер.
Активно сопровождать речью игровые и бытовые действия.
Понимать и употреблять слова – антонимы; уметь образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
Понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый).
Выделять первый звук в слове.
Рассказать о содержании сюжетной картины, описать предмет, составить рассказ по картинке. |
Восприятие художественной литературы |
Проявлять интерес к чтению книг, рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг, проявлять эмоциональный отклик на переживания персонажей сказок и историй.
Назвать любимую сказку, рассказ.
Прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Инсценировать с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок), пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки.
Самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. |
Художественно-эстетическое развитие |
Приобщение к искусству. |
Проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), испытывать чувство радости; пытаться в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
Проявлять интерес к творческим профессиям (художник, писатель, композитор и пр.).
Различать основные жанры и виды искусств.
Проявлять устойчивый интерес к различным видам детской художественно-эстетической деятельности: конструированию, изобразительной и музыкальной деятельности.
Проявлять интерес к посещению выставок, спектаклей и т.п. |
Изобразительная деятельность. |
В рисовании:
Изображать предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
В лепке:
Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.
В аппликации:
Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей; составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур |
Музыкальная деятельность |
Узнавать хорошо знакомые песни по мелодии.
Различать звуки по высоте (в пределах сексты – септимы).
Петь протяжно, четко произносить слова; начинать и заканчивать пение вместе с другими детьми.
Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах.
Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. |
|
Театрализованная игра. |
Адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры (режиссерской, драматизации), принимать на себя роль, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.
В театрализованных играх интонационно выделять речь тех или иных персонажей.
Эмоционально откликаться на переживания персонажей кукольных спектаклей.
Иметь элементарные представления о театральных профессиях. |
Физическое развитие |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
|
Элементарные навыки соблюдения правил гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).
Элементарные правила во время еды, умывания.
элементарные правила приема пищи (правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, полоскает рот после еды).
Представления о понятиях «здоровье» и «болезнь».
Элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены.
Представления о пользе утренней зарядки, физических упражнений |
Физическая культура |
Принимать правильное исходное положение при метании; метать предметы разными способами правой и левой рукой.
Отбивать мяч о землю (пол) 5 раз подряд и более.
Ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м.
Строиться в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу.
Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься в горку.
Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую стороны.
Выполняя упражнения, демонстрировать выразительность, грациозность, пластичность движений.
Проявлять выраженный интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
Пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). |
1.3. Психолого-педагогические условия по сопровождению воспитанника специалистами
Участник сопровождения |
Сопроводительные мероприятия
Направления сопровождения |
Сроки реализации
|
Периодичность (общее количество, частота и длительность занятий) |
Воспитатель |
- педагогическая диагностика
|
16.05.2022-27.05.2022г
1.09.2022 – 28.09.2022 г.
15.05.2023 – 29.05.2023 г.
|
Индивидуальные занятия по 15 – 20 минут, 2 раза в неделю.
вторник, среда.
Фронтальные занятия по 20 минут
|
- организация индивидуальной работы по освоению АООП |
- два раза в неделю в течение учебного года |
- работа с родителями |
- в течение учебного года консультации
|
- 5 – 7 минут во время утреннего приёма и вечернего ухода ребёнка |
- взаимодействие со специалистами |
- регулярно, в течение учебного года |
|
Педагог-психолог |
- диагностика;
|
16.05.2022-27.05.2022г
1.09.2022 – 28.09.2022 г.
15.05.2023 – 29.05.2023 г.
|
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия 1 раза в неделю по 10-15 минут |
- коррекционно-развивающая работа; |
- в течение учебного года
|
|
- работа с родителями; |
- консультация педагогов |
- по плану педагога-психолога в течение года |
Учитель-логопед |
- диагностика;
|
-1-15 сентября, 15-30 мая;
|
Индивидуальные занятия 1 раза в неделю10-15 минут. |
- индивидуальные занятия; |
-в течение учебного года;
|
- работа с родителями;
|
-в течение учебного года |
- консультация педагогов |
Инструктор по физической культуре |
- диагностика;
|
16.05.2022-27.05.2022г
1.09.2022 – 28.09.2022 г.
15.05.2023 – 29.05.2023 г.
|
Индивидуальные занятия 1раза в неделю 10 - 15 минут.
Фронтальные занятия со средней группой 3 раз в неделю 25 минут
|
- коррекционно-развивающая работа; |
- в течение учебного года; |
- работа с родителями; |
- по запросам родителей; |
- консультация педагогов |
- по запросам родителей |
Музыкальный руководитель |
- диагностика;
|
16.05.2022-27.05.2022г
1.09.2022 – 28.09.2022 г.
15.05.2023 – 29.05.2023 г.
|
Индивидуальные занятия 1раза в неделю 10 - 15 минут.
Фронтальные занятия 2 раза в неделю 25 минут |
- коррекционно-развивающая работа;
|
- в течение учебного года
|
- работа с родителями; |
- в течение учебного года |
- консультация педагогов |
- в течение учебного года |
|
|
|
|
|
II. Содержательный раздел
2.1.Образовательный компонент
Учебный план
адаптированной основной общеобразовательной программы
на 2021-2022 учебный год
План образовательной деятельности с воспитанником7 года жизни
Виды деятельности |
Образовательная область |
Количество часов (условных) в неделю (Н), месяц (М). |
|
Н |
М |
Обязательная часть |
Игровая деятельность |
Социально-коммуникативное развитие |
Ежедневно |
|
Познавательно-исследовательская/игровая деятельность:
Ознакомление с окружающим миром: Предметное окружение
Ознакомление с миром природы
Ознакомление с социальным миром
ОБЖ |
1
1
1
1 |
4
4
4
4 |
Познавательно-исследовательская деятельность:
математическое |
Познавательное развитие |
1
1 |
4
4 |
Коммуникативная деятельность:
Развитие речи и чтение художественной литературы |
Речевое развитие |
1
1 |
4
4 |
Лепка/аппликация
Рисование |
Художественно-эстетическое развитие |
1/1
2 |
2/2
8 |
Музыкальная деятельность |
2 |
8 |
Двигательная деятельность |
Физическое развитие |
2+1(на улице) |
8+4 |
Итого в обязательной части
|
16 |
62 |
Примечание. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей, а так же во время образовательных ситуаций.
Календарно-тематическое планирование (см. Приложение)
2. 2. Коррекционный компонент
Направления коррекционной работы |
Содержание коррекционной работы (приемы и методы инд. работы) |
Воспитатель |
Учитель-логопед |
Педагог-психолог |
Музыкальный руководитель |
Инструктор
по физ. культуре |
Связаны с задачами коррекционной работы всех педагогов |
Развитие общей моторики |
- Физминутки - Двигательные паузы - Подвижные игры в течение дня - Гимнастика после дневного сна - Сюжетно-ролевые игры
|
- Логоритмика
- Физ. минутки
- Кинезиологические упражнения, направленные на координацию и синхронность выполнения движений |
- Подвижные игры на снятие напряжения, повышение эмоционального тонуса, инициирование тактильных контактов |
- Хороводные игры
- Ритмические движения
- Основные движения под музыку
|
- Комплексы утренней гимнастики
- Корригирующие упражнения
|
Развитие произвольной моторики пальцев рук |
Игры в сухом бассейне (контейнер с мелкими цветными камушками): «Найди киндер- сюрприз», «Выложи из камушек по картинке»
- «Попрыгунчики» (привязывать к длинной резинке разные предметы — колечки, мячики, фигурки — и, дергая за резинку, заставлять их подпрыгивать).
- Игры на составление целого из частей, от 4-6 частей и более: «Лоскутное одеяло», «Пазлы», «Собери волшебный узор», «Создай ковер-самолет».
- Различные виды лото.
- Интеллектуальные, развивающие игры: «Найди фигуру», «Найди пару», «Собери бусы».
|
- Пальчиковая гимнастика
- Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук массажным мячом, су-джок, пружинкой су-джок
- Кинезиологические упражнения
- Упражнения на развитие мелкой моторики
-Упражнения для развития графо- моторных навыков
- Использование сухих бассейнов для пальчиков с целью развития тактильных ощущений
|
-Упражнения на развитие мелкой моторики.
-Упражнения для развития графо моторных навыков
-Дидактические игры
|
- Игры с пальчиками
- Игра на музыкальных инструментах
|
- Метание
- Бросание и ловля мячей разных диаметров
|
Развитие моторики речевого аппарата,
мимической мускулатуры |
- Передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния (медвежонок увидел бабочку и убежал за ней; мама-медведица ищет медвежонка, горюет, прислушивается к звукам леса, находит медвежонка, ласкает его, радуется; медвежонок счастлив).
|
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Массаж и самомассаж лица и органов артикуляции
|
- Психомышечная тренировка.
- Моделирование внешних проявлений чувств.
|
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Массаж и самомассаж лица и органов артикуляции
- Фонопедические упражнения
|
- Физминутки с произнесением звукоподражаний
- Речёвкис маршировкой и выполнений основных движений
|
Расширение слухового восприятия, формирование основ слуховой дифференциации, регулятивной функции речи |
- Игры на узнавание предметов по описанию, или по вопросам.
Игры: «Как тебя зовут?» «Звуки вокруг нас», «Листопад», «Один - много».
|
-Упражнения на привлечение внимания к звучащему предмету.
-Упражнения на различение звучания шумов.
-Упражнения на различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
- Дидактические игры.
|
- Дидактические игры на развитие слухового внимания, восприятия
|
- Слушание музыкальных произведений
- Игра на шумовых музыкальных инструментах |
- Выполнение команд
- Игры с правилами
- Подвижные игры
- Упражнения на релаксацию
|
Включение в общение со взрослыми и сверстниками
|
- ребенок активно привлекает к себе внимание взрослых в разговоре; делится своими знаниями, впечатлениями, суждениями.
|
- Ролевые игры
-- Игры
- Беседы на разные тематики
|
- Групповые занятия с использованием упражнений на развитие коммуникативных навыков.
|
- Беседы о музыкальных произведениях
- Беседы о композиторах
|
- Беседы по технике безопасности в физкультурном зале, при ходьбе на лыжах и др.
|
Воспитание КГН и навыков самообслуживания |
- Чтение литературных произведений «Мойдодыр», «Ах, ты девочка чумазая»
-Просмотр познавательных мультфильмов «Рассеянный» и др. |
- Потешки
|
Психокоррекцион-
ные сказки.
|
- Пение и слушание песенок на дисках
|
- Подготовка физкультурного зала и спортивного инвентаря для занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Воспитательный компонент
Условия взаимодействий воспитателей и специалистов ДОУ с воспитанником.
Режимные моменты |
Воспитатель |
Учитель-логопед |
Педагог-психолог |
Музыкальный руководитель |
Инструктор по физической культуре |
Утренний прием
8.00-8.20,
Утренняя гимнастика |
Краткая беседа с родителями
Утренняя гимнастика под музыку
|
Индивидуальное занятие
Краткая беседа с родителями |
Работа с документацией:
- подготовка дидактического материала к занятиям
- корректировка АООП
|
--- |
--- |
В режиме ОД
9.00-10.40 |
ОД |
Индивидуальные и фронтальные занятия
(Артикуляционная гимнастика, кинезиологические упражнения) |
ОД |
ОД |
Прогулка |
Наблюдение в природе
Проведение подвижных игр |
Заполнение индивидуальной тетради ребёнка
(задание на дом)
|
--- |
--- |
ОД, Совместная и сам.игровая деятельность
16.00-17.20 |
Наблюдение за ребёнком в процессе игры, оказание необходимой помощи в организации сюжетно-ролевых игр |
Индивидуальное логопедическое занятие с элементами логоритмики
|
Индивидуальная коррекционная работа
Групповое занятие
|
ОД
Развлечения для детей и родителей
Тематические праздники |
ОД
Развлечения для детей и родителей
Тематические праздники |
Сам.игровая деятельность
17.15-18.00 |
Индивидуальная работа с ребёнком по заданию учителя-логопеда (закрепление сформированных навыков) |
Консультация с родителями.
Занятие-практикум по разучиванию логопедических игр, упражнений |
Взаимодействие с родителями:
- беседа
- консультация
- занятие-практикум
-тестирование |
Индивидуальная работа
|
Индивидуальная работа
|
2.4. Программа сопровождения семьи воспитанника.
Содержание деятельности |
Формы взаимодействия |
Уровень сопровождения
(воспитатель,
педагог-психолог, и др.) |
Сроки реализации |
Результат реализации/ подпись законного представителя |
Сила книги в воспитании ребёнка с ЗПР.
Труд – важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.
Развитие артикуляции и мелкой моторики в домашних условиях.
Взаимосвязь мелкой моторики мышления и речи ребёнка. Развивающие игры дома. |
Индивидуальные беседы по запросу родителей или инициативе педагогов |
Воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог |
В течение учебного года |
|
Упражнения дома для контроля и координации движений.
Артикуляционная гимнастика дома.
Игры по возрасту для развития психических процессов.
Игры, развивающие слуховое восприятие.
|
Рекомендательная информация для родителей в виде памяток, брошюр, буклетов и др. |
Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог |
В течение учебного года |
|
|
Приглашение на индивидуальные занятия с ребенком. |
Воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, муз.руководитель, рук. по физ. культуре |
День открытых дверей в детском саду |
|
III. Организационный раздел
3.1. Кадровые условия
Должность |
Фамилия, имя, отчество |
Образование |
Стаж |
Квалификационная категория |
Курсы повышения квалификации |
Куратор сопровождения |
Попова Лариса Васильевна |
Высшее |
22 год |
СЗД |
«Организация методической работы в ДОО», ИРО
Декабрь 2019 г. |
Воспитатели группы |
Черепанова Любовь Ивановна |
среднее профессиональное |
40 год |
1 КК |
«Разработка АОП для ребёнка с ОВЗ в ДОО», ИРО,
Июнь 2017 г.
|
Никифорова Ольга Павловна |
Высшее |
13лет |
1КК |
«Организация и проведение занятий по технологии ТРИЗ в дошкольной образовательной организации 72 часа (АНО ДПО «ОЦ Каменный город»)-2022г |
Учитель-логопед |
Гилева Ольга Петровна |
Высшее |
20 лет |
ВКК |
«Психолого - педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ в образовательной деятельности» 50 часов ( ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж») 2016 |
Педагог-психолог |
Гладкова Юлия Вячеславовна |
Высшее |
20 лет |
ВКК |
«Разработка АОП для ребёнка с ОВЗ в ДОО», ИРО,
Июнь 2017 г. |
Музыкальный руководитель |
Терентьева Ирина Николаевна |
Высшее |
38 лет |
ВКК |
«Обеспечение качества музыкально – образовательной деятельности дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС» 72 часа(АНО ДПО «ЩЦ Каменный город») 2019г- |
Инструктор по физической культуре |
Ярушина Юлия Анатольевна |
Высшее |
25 лет |
ВКК |
«Организация и проведение занятий по технологии ТРИЗ в дошкольной образовательной организации 72 часа (АНО ДПО «ОЦ Каменный город»)-2022г |
3.2. Материально-технические условия Специальных условий для данного ребенка не требуется.
3.3.Методическое обеспечение
|
- Комплексная программа «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2015 – 320 с.;
- ПРОГРАММА дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
3. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Баряева Л. В., Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. – 320 с. (Коррекционная педагогика);
- Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2015 – 80с.
- Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»;
- Картотека «Словесные дидактические игры для дошкольников»;
- Л.В. Минкевич «Математика в детском саду»;
- О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических знаний;
- О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»;
- Правила осторожности. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет/ С.В. Игнатова.;
- С.Н. Николаева «Юный эколог».система работы с детьми в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 152 с.;
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа.- М.: Мозаика Синтез, 2014 г. – 128 с.;
13. Рындина Е. В. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР.
- Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. : Планы занятий.-М.; Мозаика-Синтез, 2010. - 80 с.
- Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. : Планы занятий.-М.; Мозаика-Синтез, 2012.
16. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа
17. Каплунова И.,Новоскольцева И. «Ладушки Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста». - С-Пб, Издательство «Композитор», 2009г.
- Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа». - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Полтавцева Н.В. «Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет». - М.: «Просвещение», 2005.
|
|
|
Приложение № 1
Особенности развития детей с ЗПР. Средний дошкольный возраст
Дети не до конца осознают социальные нормы и правила поведения (ещё не складываются обобщённые представления). Отсутствует поло-ролевая идентификация: нет представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Детьми частично освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Повышается качество самообслуживания, что позволяет детям дальше осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Ребёнок только начинает произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметыв окружающем его пространстве. Мышление детей протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим (при помощи взрослого). Внимание становится более устойчивым. Под руководством взрослого дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). Дети с ЗПР должны запомнить 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках. У них преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Речь становится более связной и последовательной, но встречаются аграмматизмы и нарушения звукопроизношения. С помощью педагогов дети начинают пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта. В музыкально - художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства (о людях и животных). Начинают появляться групповые традиции; дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении. Старший дошкольный возраст
Ребёнок стремится познать себя и другого человека как представителя ближайшего социума, постепенно начинает оценивать поведение и взаимоотношения людей, но ещё отмечаются трудности саморегуляции (трудно довести дело до конца, выполнять общие правила и нормы). Происходят изменения в представлениях ребёнка о себе и усвоение детьми этических норм. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании, но не всегда выполняются качественно, быстро, осознанно. Усложняется их игровое пространство, а игровые действия становятся более разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным из-за несформированности внимания. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость; ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщения и наглядности (схем, чертежей и пр.). Дети рассказывают, чем отличаются простые геометрические фигуры друг от друга, сопоставляют между собой по величине большое количество предметов. Внимание становится более устойчивым и произвольным; вместе с взрослыми они могут заниматься в течение 20—25 мин. Для детей с ЗПР этого возраста сложно правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей частично пополняется существительными, глаголами, обозначающими трудовые действия людей, прилагательными и наречиями. Дети могут использовать простые речевые конструкции, следовать элементарным орфоэпическим нормам языка, но ещё не способны к звуковому анализу простых слов. В процессе восприятия художественных и музыкальных произведений, изобразительного искусства дети учатся осуществлять свой выбор и передавать их характер, в продуктивной деятельности могут изобразить задуманное.
Дети с ЗПР начинают частично осознавать себя как личность: способны определять некоторые моральные понятия и различать, положительные и отрицательные значения слов и выражений; их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. Ребенок более уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены. Может определить состояние своего здоровья и состояние здоровья окружающих. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в развитии ЭВС. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие), но они не всегда способны предвосхищать последствия своих действий, страдает произвольная регуляция их поведения. Большую значимость для детей приобретает общение между собой, избирательные отношения становятся более устойчивыми, в этот период зарождается детская дружба, сотрудничество и проявляются конкурентные отношения, гендерная ориентация. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Увеличивается устойчивость непроизвольного внимания (меньшая отвлекаемость), возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. У детей незначительно увеличивается объём памяти.
Дети могут самостоятельно что-либо запомнить, используя простейший механический способ запоминания — повторение (шёпотом или про себя). И использовать более сложный способ — логическое упорядочивание. Развитие способности к продуктивному творческому воображению нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Действия наглядно-образного мышления ребёнок иногда совершает уже в уме. Упорядочивание предметов дети могут осуществлять по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления. Увеличивается словарный запас и понимание значения слов, но речь остается аграмматичной. Дети начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
Календарно-тематическое планирование (Средняя группа)
Индивидуальные занятия по 15 - 20 минут, два раза в неделю в течение учебного года. В 8.00- 8.20
В программе выделены следующие образовательные области:
- познавательное развитие (понедельник)
- речевое развитие (среда).
Формы деятельности |
Направление развития (ОО) |
Цели и задачи |
Описание |
Методическая литература |
Дата |
|
Сентябрь 1 неделя |
|
Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес» |
Познавательное развитие |
Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.
|
Материал: Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.
Раздаточный материал. Грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.
Инструкция:I часть. Воспитатель предлагает ребенку поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки.
Обращает внимание ребенка на корзинку с грибами и спрашивает: «Сколько корзинок? Сколько грибов в корзинке?»
Ребенок берет по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»
Воспитатель предлагает ребенку поставить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»
Затем обращает внимание на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принеси к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Воспитатель побуждает использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько – сколько.) Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» (Можно поставить каждый грибочек на один листочек или одним листочком накрыть каждый грибочек.) Ребенок располагает предметы одним из способов (по договоренности).
II часть. Игровое упражнение «Найди пару».
Ребенок вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьми одну большую шишке. Найди ей пару – маленькую шишку. Попробуй спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьми маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.) Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.) |
И. А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада», стр. 12
|
|
|
Д/и «В гости к кукле Тане» |
Речевое развитие |
Учить составлять рассказы повествовательного тип, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), образовывать имена в уменьшительно-ласкательной форме. |
Материал: кукла, картинка выпавшего птенца из гнезда, картинки: конфеты, лимон, лук, чеснок, лекарства.
Инструкция: - Давай поедем в гости
к Тане. Я буду паровозом, а ты маленьким вагончиком, если правильно назовешь слова. Начинаем! Слон большой, а собачка …(маленькая). Летом тепло, а зимой … (холодно). Кресло мягкое, а стул … (жесткий). Я высокая, а Маша… (низкая). Дорога широкая, а тропинка… (узкая). Мама молодая, а дедушка… (старый). Молодец. Поехали!
- Посмотри, что здесь случилось. Птица волнуется, крыльями машет: птенчик выпал из гнезда, испугался, весь дрожит. Давай успокоим его, скажем ему, какой он хороший (маленький, тепленький, мягонький). Как помочь ему? (Положить в гнездо).
- А вот и Танин дом. Мы немного задержались. Расскажи Тане, почему мы задержались.
Воспитатель начинает: «Ехали мы на поезде… И вдруг…» (Ребенок продолжает)
- Таня приглашает пить чай с конфетами. Какие конфеты? (Вкусные, сладкие). Что еще бывает садким? (Сахар, шоколад, варенье , компот). А вот лежит лимон. Какой он? (Кислый). А что бывает горьким? (Лук, чеснок, лекарства).
- Стала Таня прощаться. Что она им говорила? (До свидания, заходите еще, была рада с вами встретиться). А как она называла тебя ласково? (Димочка). |
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста», стр. 43 |
|
|
Сентябрь 2 неделя |
|
|
|
|
|
Д/и «Кто чем управляет» |
Познавательное развитие |
Закрепить названия видов транспорта и профессий людей, которые ими управляют. |
Оборудование: предметные картинки с изображением деталей разных видов транспорта; руль, штурвал самолета, штурвал корабля (или картинка с их изображением), капитан, летчик, шофер.
Инструкция: 1. Ребенок подбирает картинки транспорта с изображением людей, которые ими управляют.
2. Ребенок с картинками подходит к изображениям руля и разных штурвалов и по сигналу воспитателя поочередно имитирует управление этими видами транспорта (едут, плывут, летят). |
Н.С. Голицына, С.В. Люзина, Е.Е. Бухарова «ОБЖ для старших дошкольников»,
стр. 26 |
|
|
Д/и «Угадай - ка» |
Речевое развитие |
Формировать умение ориентироваться на окончании слов при согласовании прилагательного и существительного в роде. |
Оборудование: Плюшевый медведь.
Инструкция:Воспитатель загадывает загадку, ребенок отгадывает.
- Летом гуляет, а зимой спит. (Появляется медведь, от его имени здоровается и говорит далее воспитатель).
- Послушай еще загадку: большая, лохматая, коричневая – это собака или медведь?
Медведь: Это конечно, я. Я большой, лохматый, коричневый.
- Конечно, мишка ты большой, лохматый, но я – то сказала: большая, лохматая. Большая – собака, а ты – большой.
Воспитатель произносит окончания.
- А это загадка о ком? Коричневая, веселая, смешная – это мишка или обезьяна?
Медведь: Мы уже знаем, смешная – обезьяна, а я - веселый и смешной.
- А это кто: косолапая, большелапая, меховая?
Медведь: Правильно отгадал, и я отгадал: косолапая – медведица, а я – косолапый.
Предлагаются следующие загадки:
Синий, блестящий, большой – это кувшин или ваза?
Белая с голубыми цветами – это блюдо или ваза?
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю,(Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю,(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».) |
О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа», стр. 114 |
|
|
Сентябрь 3 неделя |
|
|
|
|
|
Игровая ситуация «В гостях у Кролика» |
Познавательное развитие |
Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько. |
Оборудование: Игрушки: Винни Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы. Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы (по 5 шт.)
Инструкция:
I часть. Игровое упражнение «Положим кубы в коробку».
На столе разложены разноцветные кубы.
Воспитатель говорит: «Винни Пух и Пятачок собираются в гости к Кролику. Как ты думаешь, во что они могут поиграть? (Ответы ребенка). Давай соберем все кубы. Какого цвета кубы? Как узнать, поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставь синий куб. Что можно сказать о количестве красных и синих кубов?
Возьми по одному красному или синему кубу и разложи их в две коробки так, чтобы в одной были все красные кубы, а в другой – все синие кубы».
II часть. Игровое упражнение «Построим домики».
На столах по 5 кубов и 4 призмы. Кролик просит ребенка помочь ему построить домики. Он спрашивает: «Что нам понадобится для строительства домиков? Какие фигуры есть у вас на столах?» (Предлагает расставить все кубы в ряд.) Что нужно положить на кубы, чтобы получился дом?» (Крышу.)
Ребенок находит фигуры, похожие на крыши, и достраивает дома.
«У всех ли домиков есть крыша?» – спрашивает Кролик.
Ребенок вместе с воспитателем обсуждают способы |
16 октября 2024 в 10:21
|