Детский сад «Тополек» Никифорова Ольга павловна

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи)

МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сад «Тополек»

Юридический адрес: 623230, Свердловская область,  п. Ачит, ул. Первомайская, д. 38.  тел. 8(34391) 7-11-16

Фактический адрес: 623230, Свердловская область, п. Ачит,  ул. Кривозубова, д. 31, тел. 8(34391) 7-12-77

 

РАССМОТРЕНО:

На педагогическом совете МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» -

 филиал «Ачитский детский сад «Тополек»

Протокол №  1от 19.08. 2022г.

Приказ № 514 от 19.08. 2022г.

УТВЕРЖДЕНО:

Руководителем учреждения МКДОУ АГО

«Ачитский детский сад «Улыбка»  __________/ М. Г. Прокина/

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий филиалом  «Ачитский детский сад «Тополек»__________/ К.А.Русинова/

«_____» _____________20___ г.

 

СОГЛАСОВАНО:

Родители (законные представители)

____________/Л.А. Митракова/

«_____»________________20___ г.

 

 

 

Адаптированная основная образовательная  программа дошкольного образования

 для детей с ограниченными возможностями здоровья

(тяжелое нарушение речи)

срок реализации – 1 год

 

Куратор программы:

Кузнецова Татьяна Владимировна– председатель ПМПк

МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»

Разработчики:

Гилева Ольга Петровна, учитель-логопед;

Гладкова Юлия Вячеславовна, педагог-психолог. Черепанова Любовь Ивановна – основной воспитатель старшей группы,

Никифорова Ольга Павловна–воспитатель старшей группы,

Терентьева Ирина Николаевна - музыкальный руководитель,

Ярушина Юлия Анатольевна – инструктор по физической культуре


СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка.

1.1.1.Введение.

1.1.2.Цели и задачи реализации АОП.

1.1.3.Принципы и подходы к формированию АОП.

1.1.4.Характеристика детей с ТНР (общим недоразвитием речи)

1.2.Планируемые результаты освоения АОП.

1.2.1.Целевые ориентиры образования.

1.2.2.Педагогическая диагностика.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.Описание образовательной коррекционной деятельности по образовательным областям.

2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АОП.

2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

2.4.Взаимодействие специалистов ДОУ.

2.5. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений. 

Описание особенностей организации коррекционной работы в ДОУ.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Кадровые условия.

3.2. Распорядок и режим дня.

3.2.Материально-техническое и методическое обеспечение АОП.

3.3.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

3.5. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Перспективное планирование воспитательно-образовательной деятельности старшей и подготовительной групп «Дельфинчики».

Приложение 2. Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога с ребенком ТНР (ОНР II уровня) по программе «Гимнастика для ума» кинезиологические упражнения в детском саду».

Приложение 3. Коррекционно-развивающая работа музыкального руководителя с ребенком ТНР (ОНР II уровня).

Приложение 4. Коррекционно-развивающая работа инструктора по физической культуре с ребенком ТНР (ОНР II уровня).

Приложение 5. Коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда с ребенком ТНР (ОНР II уровня)

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка.

1.1.1.Введение.

АОП – адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНРII уровня) является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, разработана и утверждена самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 

Программа разработана с целью психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Дата рождения

01 июня 2016 года

Группа

Старшая  группа

Социальное окружение, интересы

Семья – полная,

брат – Ваня, сестра Катя.

Проявляет интерес к  настольным, сюжетно-ролевым играм, играет мелкими игрушками из киндер-сюрпризов, любит рассматривать иллюстрации в книгах и раскрашивать картинки.

Ожидания родителей

Разностороннее развитие ребёнка, подготовка к обучению в школе

Основание для разработки АОП

Выполнение рекомендаций ТПМПК г. Красноуфимск, заключение протокола  №4232 от 12.01.2022г АОП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Заключение

Круг представлений об окружающем в ниже возрастной нормы.  Мыслительные операции на невербальном уровне в стадии формирования. Преобладающий вид мышления наглядно-образный. Элементарные математические представления в стадии формирования. Общее недоразвитие речи, II уровень (далее по тексту ТНР (ОНР II уровень).

Рекомендации ПМПК

1. Адаптированная образовательная программа:ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. Особенности организации образования: 2.4; 2.5;

3. Специальные образовательные условия: 3.5;

4. Направления психолого-педагогической коррекции:4.5;

Рекомендованы занятия с учителем-логопедом; педагогом-психологом;

5. Медицинское сопровождение врачей-специалистов:невролог;

6. Дополнительные рекомендации: не нуждается.

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей развития ребенка

Программу средней группы детского сада частично усвоила. Средний  уровень развития коммуникативных навыков. С трудом принимает задачу, предложенную взрослым в виде словесной инструкции, не удерживает ее на протяжении работы, т. е. эта задача не становится её собственной. Действует осознанно, не может вербализовать правила, по которым нужно выполнять задания, может дать словесный отчет, рассказать, как она выполняла работу. Затрудняется в выборе адекватных способов для выполнения задания, необходимые навыки сформированы на среднем уровне.  Ребенок замечает свои ошибки, старается исправить их, может адекватно оценить результат.

АОП определяет содержание и организацию образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для ребенка в возрасте от 5 до 7 лет, имеющего ТНР (ОНР II уровень). 

АОП направлена на разностороннее развитие ребенка старшего дошкольного возраста с учетом их  возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ребенком уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ на основе индивидуального подхода и специфичных для детей видов деятельности, коррекцию недостатков в речевом развитии детей.

Данная программа составлена с учетом: 

Основной общеобразовательной программы дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -  М.: Мозаика-Синтез, 2011 с учетом программы Н.В. Нищевой «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО.

Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Основная идея Программы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.

В реализации программы принимают участие педагогический, учебно-вспомогательный персонал и другие педагогические работники.

1.1.2.Цели и задачи реализации программы.

Цель Программы – построение системы коррекционно-развивающей работы в группах общей развивающей направленности для ребенка 5 - 7 лет с ТНР (ОНР II уровень), предусматривающей полное взаимодействие всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников и направленной на коррекцию речи ребенка, повышение уровня речевого и психофизиологического развития, в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями. 

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития девочки и обеспечение ее всестороннего гармоничного развития.

 Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

1. Овладение самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.

2. Формирование психологической готовности к обучению в школе и обеспечение преемственности со следующей ступенью системы общего образования.

3. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

4. Формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка. 

5. Обеспечение развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром.

6. Формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

7. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов ДОУ.

1.1.3.Принципы и подходы к формированию Программы.

Основой АОП является создание оптимальных условий для коррекционно – развивающей работы и всестороннего гармоничного развития ребенка с ТНР (ОНР II уровень).

Общие дидактические принципы и подходы воспитания и обучения соответствуют ОП МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сад «Тополек» (далее по тексту ОП ДО ДОУ).

 Основными принципами организации коррекционно-педагогического процесса являются:

• принцип природосообразности, который  заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи;

• онтогенетический принцип, который учитывает закономерности развития детской речи в норме;

• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка, признания его полноправным участником образовательного процесса; 

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; 

• принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи;

• принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения; 

• принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов;

• принцип комплексности и интеграции усилий специалистов.

Исходя из ФГОС ДО, в АОП учитываются:

• индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), его индивидуальные потребности;

• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

• возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;

• специальные условия для получения образования ребенком с ТНР (ОНР II уровень), в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятии и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. 

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.

1.1.4.Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи 

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи  — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

Такое недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.) (см. общую адаптированную образовательную программу МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» для детей с ОВЗ (ТНР)).

Описание индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ, имеющего тяжелое нарушение речи (ОНР  II уровень)

Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому у ребенка с ТНР (ОНР II уровень) имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется а незрелости высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления.

Для ребенка с таким диагнозом характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, ограниченные возможности его распределения.

Речевое развитие отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания. Они часто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У некоторых детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. 

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специально обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих характерна ригидность (затруднение) мышления. 

Также ребенку с ТНР (ОНР II уровень) наряду с общей соматической озлобленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точных дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкции. Он  отстает в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушает последовательность элементов действия, опускает его составные части. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. 

Наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук.

Недостаточный уровень экспрессивной речи у ребенка с ТНР (ОНР II уровень) может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок и пр. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи.

1.2.Планируемые результаты освоения АОП.

1.2.1.Целевые ориентиры образования.

Старший дошкольный возраст (с 5 до 7 лет)

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами

словообразования; 

ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление; 

ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность; 

ребенок  инициативен,  самостоятелен  в  различных  видах  деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение; 

ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности; 

ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты; 

ребенок  обладает  чувством  собственного  достоинства,  чувством  веры  всебя; 

ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности; 

ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен кволевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им; 

у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. 

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Планируемые результаты. Старший дошкольный возраст (с 5 до 7  лет)

Речевое развитие

Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

Познавательное развитие

Ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы; хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; без труда складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения; ребенок знает названия плоских и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус), различает их и использует в деятельности; знает и различает основные и оттеночные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, серый, белый, черный; различает параметры величины и владеет навыками сравнения предметов по величине; умеет проводить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали; умеет соединять детали для создания постройки, владеет разными способами конструирования; хорошо ориентируется в пространстве и определяет положение предметов относительно себя; владеет навыками счета в пределах пяти; у ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; ребенок умеет обобщать предметы по определенным признакам и классифицировать их; умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы; знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя разорять муравейники, доставать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и т. п.

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах совместной деятельности; умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; положительно оценивает себя и свои возможности; владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с праздником, умет выразить свои чувства словами; знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов; знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет; с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает убирать их; убирает игровое оборудование, закончив игры; с удовольствием принимает участие в продуктивной трудовой деятельности; имеет представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; может создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты; использует цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует; умеет в движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения; без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.

Физическое развитие

Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; может прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами; умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками; может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие; может лазать по гимнастической стенке верх и вниз; охотно выполняет гигиенические процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку; у ребенка сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте; в мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют; артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.

 1.2.2.Педагогическая диагностика.

В ДОУ, согласно п. 3.2.3. ФГОС ДО, проводится оценка индивидуального развития ребенка с ТНР (ОНР II уровень).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются педагогами для решения следующих коррекционно-образовательных задач: 

  индивидуализации и дифференциации образования, построения его образовательной траектории и (или) профессиональной коррекции особенностей его развития; 

  оптимизации работы с группой детей. 

Конкретные сроки проведения диагностики определяются в годовом календарном учебном графике, который утверждается ежегодно перед началом учебного года.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Педагогическую диагностику уровня освоения ребёнком материала программы по образовательным областям проводит воспитатель группы (не менее 2 раз в год): на этапе начала работы по реализации АОП (сентябрь) и в конце учебного года (май). Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима воспитателю для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком. При этом оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации АОП. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. Итогом данной диагностики выступает педагогическая характеристика

Психолого-педагогическая диагностика

Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка ТНР (ОНР II уровень) педагогом-психологом (не менее 2 раз в год) на этапе начала работы по реализации АОП (сентябрь), и в конце учебного года (апрель-май). При диагностике используется «Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагого-психологов детских дошкольных образовательных учреждений» Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко. Она направлена, прежде всего, на выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка с нарушениями речи. 

Основные направления психологической диагностики: 

  познавательная сфера (недостаточное развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения); 

  эмоциональная сфера (коррекция негативных эмоциональных состояний и свойств личности: тревожности, агрессивности, замкнутости и др.); 

  волевая сфера (недостаточная произвольная регуляция поведения и деятельности). 

  мотивационно-потребностная сфера (недостаточной познавательной мотивации). 

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Итогом данного обследования является психологическое заключение.

Логопедическое обследование.

При проведении мониторинга уровня речевого развития учитель-логопед использует пакет диагностического материала, по следующим направлениям: 

  состояние мимической мускулатуры

  состояние артикуляционной моторики

  состояние звукопроизношения 

  развитие моторной сферы 

  развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия 

  развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря 

  развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи 

  развитие экспрессивной речи, состояние слоговой структуры 

  развитие экспрессивной речи, состояние фонематической стороны речи 

  состояние связной речи

  развитие эмоциональной сферы, неречевых психических процессов 

Результаты обследования заносятся в речевую карту ребёнка, а так же в итоговую диагностическую таблицу стартовых и итоговых показателей сформированности компонентов языка у детей.

Основной формой учёта результатов обследования развития и продвижения каждого воспитанника с нарушением речи в образовательном пространстве ДОУ в рамках психолого-педагогического сопровождения являются психолого-медико-педагогические консилиумы. На ПМПк актуализируются имеющиеся проблемы в развитии ребёнка, анализируются возможные причины их возникновения, определяется педагогически целесообразный образовательный маршрут с учётом индивидуальных психических особенностей, ориентируясь на «зоны ближайшего развития». 

Формы проведения диагностики преимущественно представляют собой наблюдение за активностью ребёнка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые специалистами. 

Участие ребёнка в диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной коррекционной деятельности по образовательным областям.

Содержание АОП предусматривает обучение и воспитание ребенка с нарушениями развития речи в детском саду, реализацию коррекционных задач в разнообразных специфических для детей дошкольного возраста видах деятельности. При этом важным условием реализации содержания программы является комплексный подход к организации коррекционно-образовательной работы. 

АОП обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей - речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Содержание работы по областям полностью соответствует ОП ДО ДОУ.

В соответствии образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» связаны с основным направлением и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развивающая речевая среда.

  Формирование словаря.

  Формирование и совершенствование грамматического строя речи. 

  Звуковая культура речи (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).

  Развитие связной речи.

  Обучение элементам грамоты. 

  Художественная литература.

ДЛЯ РЕБЕНКА С ТНР (ОНР II уровень)

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем: 

расширение и активизация речевого запаса на основе углубления представлений об окружающем; 

развитие способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; 

автоматизация в свободной самостоятельной речи усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой. 

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных педагогом.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности ребенка во всем периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности ребенка, правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п. В случае ошибок воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.

Под руководством воспитателя ребенок учится слышать грамматические и фонетически ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Речь воспитателя служит образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения. 

Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению достигнутых результатов. 

Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом. 

Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого. 

Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие. 

Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д. выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок). 

Формирование лексического запаса и грамматического  строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно: 

а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением; 

б) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные  обозначения этих явлений; 

в) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям. 

Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом).

При изучении каждой темы намечается словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо уточнить, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей. 

Графические навыки

Овладение графическими навыками — обязательный элемент готовности к обучению письму. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать трех минут. 

Развитие графических умений происходит постепенно по мере совершенствования у детей с нарушениями рече-зрительного, зрительно-пространственного восприятия, моторных и зрительно-моторных функций. 

 Воспитатель должен убедиться, что ребенок хорошо понял инструкцию, осознает цель задания. Следует позитивно оценивать правильность выполнения графического задание и не подчеркивать проявления моторной неловкости, нарушений кинестетического и зрительного контроля. Для систематической тренировки графо-моторных навыков используются задания, рекомендованные ОП ДО ДОУ, скорректировано с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  Развитие познавательно - исследовательской деятельности. (Познавательно – исследовательская, проектная деятельности, сенсорное развитие, дидактические игры).

  ФЭМП. (Количество и счет, форма, величина, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве).

  Ознакомление с предметным окружением.

  Ознакомление с социальным миром.

  Ознакомление с миром природы.

ДЛЯ РЕБЕНКА С ТНР (ОНР II уровень )

Формирование элементарных математических представлений. В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными (одна машина, две машины, пять машин). Воспитатель формирует умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб — грибы). В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: Сколько?, Который?, Какой?, при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным. 

При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи, например: шире — уже, самое широкое— самое узкое и т.д. На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные (тарелка овальная, блюдце круглое и т. п.). 

Воспитатель уделяет совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем активной речи): слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. В связи с особенностями психофизического развития детей с нарушениями речи необходимо специально формировать у них умение передавать в речи местонахождение людей и предметов, их расположение по отношению к другим людям или предметам (Миша позади Кати, перед Наташей; справа от куклы сидит заяц, сзади — мишка, впереди машина и т. п.). Воспитатель закрепляет умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа — стул). При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. 

Формирование целостной картины мира. Расширять представление детей об окружающей действительности. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. Закреплять умение вести себя в окружающем мире. Расширять знания детей о школе. Совершенствовать все стороны речи. Расширять запас слов. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Использовать в речи выразительные средства.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. (Ребенок в семье и обществе. Образ Я. Семья. Детский сад). 

  Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. (Культурно-гигиенические навыки. Самообслуживание. Общественно-полезный труд. Труд в природе. Уважение к труду взрослых).

  Формирование основ безопасности. (Безопасное поведение в природе. Безопасность на дорогах. Безопасность собственной жизнедеятельности).

ДЛЯ РЕБЁНКА С ТНР (ОНР II уровень)

При формировании у детей навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков и элементов труда целесообразно использовать различные речевые ситуации для работы по пониманию, усвоению и одновременно прочному закреплению соответствующей предметной и глагольной лексики (вода, мыло, щетка, полотенце, одежда, умываться, мылить, вытирать, надевать, завязывать - развязывать, грязный - чистый, мокрый - сухой и др.). 

При осуществлении тех или иных видов деятельности у детей сформируется представление о том, какую пользу приносит аккуратность, как складывать одежду, чтобы ее потом легко надеть, в какой последовательности это делать; дать детям представление о понятиях «нижнее белье», «верхняя одежда» и т. д., закрепляя при этом в активной речи необходимый словарный минимум. 

Не менее важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда - дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятия и т.д. д. Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми нужно постепенно вводить в их речь новые слова, уточнять и закреплять уже знакомые слова и словосочетания, обозначающие посуду, столовые приборы и другие предметы сервировки (тарелка, ложка, вилка, чашка, чайник, скатерть, салфетка и др.). Следует включать задания на преобразование слов с помощью суффикса (сахар - сахарница, хлеб - хлебница). При уборке постелей надо вырабатывать у детей умение в правильной последовательности складывать одеяло, застилать покрывало, ставить подушку и т.д.

Кроме того, воспитатель вводит в лексику детей слова-антонимы: застелил - расстелил, быстро - медленно, хорошо - плохо, учит детей обращаться друг к другу за помощью, просить недостающие предметы. Обращается внимание на правильное построение предложений. При подготовке к занятиям полезно давать детям поручения, требующие хорошей ориентировки в пространстве, точное понимание пространственных отношений, обозначаемых предлогами (в - на - под; за - из - до; через - между - из-под - из-за и т. п.) и наречиями (сверху, сбоку, вперед и т.д.) с опорой на наглядность, а затем и без нее. 

Дети должны назвать необходимые предметы, составить правильную фразу, используя лексику, соответствующую данной речевой ситуации. Если дети затрудняются, воспитатель должен им помочь актуализировать ранее изученную тематическую лексику. Также важно использовать производимые ребенком действия для употребления соответствующих глаголов, определений, предлогов. Воспитатель стимулирует переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных текстов. 

Одно из основных мест в развитии речи детей занимает ручной труд в детском саду. Дети изготавливают различные поделки, игрушки, сувениры и т. д. В процессе работы в непринужденной обстановке воспитатель побуждает их пользоваться речью: называть материал, из которого изготавливается поделка, инструменты труда, рассказывать о назначении изготавливаемого предмета, описывать ход своей работы. 

В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения. Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.). 

В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года. Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается экскурсии, рассматривания или беседы по картинке. 

 При формировании у детей навыков экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни), необходимо обучать детей составлению сюжетных и описательных рассказов, подбирать синонимы и антонимы, практически использовать навыки словообразования (образование относительных и притяжательных прилагательных). Воспитатель должен создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений за природными явлениями (условия жизни растений и животных, сезонные изменения в природе и т.д.). Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащается в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа:

повествования, описания, рассуждения.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщение к искусству.

  Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, прикладное творчество).

  Конструктивно-модельная деятельность.

  Музыкальная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, развитие танцевально-игрового творчества, игра на детских музыкальных инструментах).

ДЛЯ РЕБЕНКА С ТНР (ОНР II уровень)

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности. 

Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки, суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера. 

Способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение. Подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало у него интерес, удивление. 

Характер организации учебной деятельности и отбор лексического материала на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности позволяет воспитателю активизировать и обогащать словарь приставочными глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными. 

Задачи музыкального воспитания: 

1)  развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия; 

2)  развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны; 

3)  формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса;

4)  развитие чувства ритма, умений передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами; 

5)  формирование навыков исполнения танцевальных движений; 

6)  знакомство с русским хороводом, пляской, а также танцами других народов; 

7)  развитие навыков инсценирования песен, умения изображать сказочных животных и птиц в разных игровых ситуациях; 

8)  развитие умения исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; 

9)  развитие творческих способностей, самостоятельности. 

 Реализация поставленных задач осуществляется в музыкальной и логоритмической деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры). 

ДЛЯ РЕБЕНКА С ТНР (ОНР II уровень)

Основная задача – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. В процессе физического воспитания наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи: 

1)  развитие речи посредством движения; 

2)  формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; 

3)  изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов; 

4)  формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности; 

5)  управление эмоциональной сферой ребенка; развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет. 

Общекорригирующие упражнения

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма. 

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения: 

- сжимать резиновую грушу или теннисный мячик; разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак; - отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение: ладонь — ребро (одной и двумя руками); - поочередно каждым пальцем отстукивать ритм в заданном темпе по поверхности стола; 

- перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок; - отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик; - тренировать захват мячей различного диаметра; - вырабатывать переключение движений правой - левой руки (ладонь - кулак, ладонь - ребро ладони и т. п.); 

- воспроизводить различные позы руки (кулак - ладонь - ребро), пальцев (колечко - цепь - щепоть); 

- захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами; - перекатывать ребристый карандаш большим и попеременно остальными пальцами выполнять несложные геометрические узоры из мелких деталей (спичек, палочек, мозаики) на основе образца; 

- обучать детей рациональным приемам захвата крупных и мелких предметов. 

 Упражнения рекомендуется начинать в медленном темпе, постепенно его ускоряя и увеличивая количество повторений. При этом необходимо следить четкостью и ритмичностью выполнения, не допуская содружественных движений и нарушения пространственной ориентации.

 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АОП. 

 АОП реализует модель образовательного процесса, которая описана в ОП ДО ДОУ.

В основе моделирования образовательного процесса лежит деятельностный подход, который позволяет через многообразие форм деятельности опосредованно влиять на развитие личности ребенка. Через включение в разнообразную деятельность у детей формируются социально – нормативные характеристики возможных достижений ребенка.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях АОП является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

В соответствии с АОП игры и игровые упражнения с ребенком, имеющим тяжелые нарушения речи, планируются и проводятся: 

Формы образовательной деятельности

Организованная

образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Подгрупповые

- Наблюдение

- Чтение

- Игра

- Игровое упражнение

- Проблемная ситуация

- Беседа

- Совместная  игра

с воспитателем

- Совместная игра

со сверстниками а

- Индивидуальная игра

- Праздник

- Экскурсия

- Ситуация морального выбора

- Детское проектирование

- Коллективное обобщающее занятие

-  Игровое упражнение

-  Совместная с воспитателем игра

-  Совместная со сверстниками игра

-  Индивидуальная игра

-  Ситуативный разговор с детьми

-  Педагогическая ситуация

-  Беседа

-  Ситуация морального выбора

-  Проектная деятельность

- Разнообразные виды деятельности во всех центрах активности группы

-  педагогом–психологом (см. приложение 2.);

-  воспитателем группы (по рекомендациям специалистов) – в течение дня; 

-  родителями (законными представителями) ребёнка в домашних условиях ежедневно.

Для обеспечения поддержки развития игровой деятельности детей Программой предусмотрено: 

§ выделение времени и игрового пространства для самостоятельных игр детей; 

§ организация предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных предпочтений детей; 

§ поддержка самодеятельного характера игр, потребностей детей отражать в игровых темах и сюжетах круг знаний об окружающей действительности, эмоциональный опыт; 

§ стимулирование детского творчества в создании игровых замыслов и сюжетов; 

§ формирование у детей умения организовывать совместные игры со сверстниками и детьми разных возрастов; 

§ участие педагога в детских играх как равного партнера по игре; 

§ поощрение содержательных игровых диалогов как проявлений размышлений детей о действительности; 

§ формирование у детей в процессе игр познавательных мотивов, значимых для становления учебной деятельности; 

§ расширение спектра игровых интересов каждого ребенка за счет использования всего многообразия детских игр и пр.

Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.

Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития познавательных интересов,ихинтеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Формы образовательной деятельности

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

- Сюжетно-ролевая игра

- Рассматривание

- Наблюдение

- Чтение

- Игра-экспериментирование

- Развивающая игра

- Экскурсия

- Конструирование

-  Исследовательская деятельность

- Рассказ

- Беседа

- Коллекционирование

- Детское проектирование

- Экспериментирование

- Проблемная ситуация

-  Сюжетно-ролевая игра

-  Рассматривание

-  Наблюдение

-  Чтение

-  Игра-экспериментирование

-  Развивающая игра

-  Ситуативный разговор с детьми

-  Экскурсия

-  Конструирование

-  Исследовательская деятельность

-  Рассказ, беседа

-  Создание коллекций

16 октября 2024 в 10:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.