Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа
«Ачитский детский сад «Улыбка» - Филиал «Ачитский детский сад «Тополек»
Мониторинг по программе «Волшебная бумага»
«Использование техники оригами при формировании творческих способностей детей»
Мониторинг
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре-октябре, итоговый – в апреле-мае.
Методика и критерии диагностического обследования по программе «Волшебная бумага»
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.
Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.
Инструкция: «Сложи лист по диагонали».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание№3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция: Воспитатель берет квадрат согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Задание№5
Цель: выявить умение детей резать ножницами лист бумаги по прямой линии.
Инструкция: «Разрежь квадрат по прямой линии».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно режет ножницами по прямой линии;
2 балла – ребенок самостоятельно пытается резать по прямой линии, требуется помощь воспитателя;
1 балл – ребенок не умеет и не пытается резать по прямой линии.
Протокол обследования уровня развития конструктивных способностей (оригами)
детей от 3-5лет
№ |
Фамилия имя
ребенка |
Умение складывать лист бумаги |
Знает |
Умение резать ножницами по прямой линии |
Общее количество баллов |
Уровень |
прямоугольный пополам |
квадратный по диагонали |
геометрические фигуры |
геометрические понятия |
|
|
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соответствует возрасту (с): (15 до20 баллов)
Частично соответствует возрасту (ч/с): (от 9 до 14 баллов)
Не соответствует возрасту (н): (ниже 9 баллов)
Качественная характеристика уровней развития
конструирования из бумаги «Волшебная бумага»
Соответствует возрасту (с): (от15 до 20 баллов)
Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.
Частично соответствует возрасту (ч/с): (от 9 до 14 баллов)
Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.
Не соответствует возрасту (н):(ниже 9 баллов)
Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.
3. Требования к уровню подготовки воспитанников
При успешном освоении данной Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
Ребенок различает:
- геометрические понятия (сторона, угол, линия сгиба);
- геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- базовые формы «треугольника», «дверь».
Может:
- правильно держать ножницы.
Умеет:
-резать по прямой линии;
-сгибать квадратный лист пополам, по диагонали;
-сгибать прямоугольный лист пополам;
-следовать устным инструкциям;
-пользоваться клеем, кисточкой;
-работать аккуратно.
Литература:
1. Т.Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы. М.: Айрис – пресс, 2009.
2. О. Сухаревская. Оригами для самых маленьких. М.: Айрис – пресс, 2010.
3. С.В. Соколова. Игрушки из бумаги. Оригами для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
4. А.А. Анистратова. Н.И. Гришина. Оригами. ООО « Издательство Оникс», 2009.
5. Д.Н. Остроун. Оригами. С птичьего полета. М.: « Издательство Оникс», 2011.
6. Е.М. Шкурко. Оригами: игровые методы развития ребенка с 3-7 лет. Екатеринбург ООО «Сова фильм», 2007.
7. Т.К. Тарабарина Оригами и развитие ребенка.- Ярославль 1996