Детский сад «Тополек» Никифорова Ольга павловна
Кружок волшебная бумага средняя группаКружок "Волшебная бумага"Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Мозаичная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы. Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг, конструирование). Задачи кружка: Обучающие • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник. • Обучать различным приемам работы с бумагой. • Формировать умения следовать устным инструкциям. • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. • Обогащать словарь ребенка специальными терминами. • Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой. Развивающие: • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. • Развивать мелкую моторику рук и глазомер. • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. • Развивать пространственное воображение. Воспитательные: • Воспитывать интерес к искусству квиллинга. • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Техническое оснащение занятий. Для занятий в кружке необходимо иметь: - цветную бумагу, - гофрированный картон; - картон белый и цветной, - клей (наилучшим является клей ПВА), -бумажные полоски шириной 5-7 мм, -стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, -ножницы, - карандаши простые, -линейка, -кисточки для клея, - салфетки, - клеенка. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (для детей средней группы)
Кружок «Волшебная бумага» Конспект занятия №1 «Знакомство с бумагой» Цели:
Предварительная работа: Накануне на глазах у детей сделать лодочку для Мишутки. Ход занятия: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл! Вы узнали Мишутку? Из какой он сказки? Мишутка чем-то расстроен. Полина, спроси у Мишутки, почему он такой расстроенный? - Я хотел поиграть с лодочкой, а она разорвалась. - А как ты, Мишутка, играл с лодочкой? - Я пускал лодку в таз с водой, а потом решил её постирать, а она разорвалась. - Давайте, ребята, поиграем тоже с лодочками так же как Мишутка. (предлагается выбрать себе бумажную лодочку красного, синего, зелёного, жёлтого цвета). - Полина, какого цвета у тебя лодочка? Опусти её в воду, подуй на неё. (Упражнение для выработки длительного выдоха у детей). - Петя, теперь ты скажи, какого цвета у тебя лодочка? Опусти её тоже в воду, подуй. - Посмотрите, как лодочки держатся на воде, а когда на них дуешь, они плавают. (Рассмотреть, поставить таз повыше, чтобы не отвлекать детей). - Лодочки наши поплыли по водичке, а мы с вами пришли на лужок, легли на травку и подергали ножками как жучки. Пока мы с вами отдыхали, на нашей волшебной поляне выросли волшебные цветы (выбор одного из четырех цветов). Мишутка тоже сорвал цветок, хотел подарить его Машеньке и нечаянно смял цветок. Соня, что случилось с цветком? (Он смялся, стал мятым). А что сделал Мишутка? Он сильно сжал цветок. - Саша, потяни свой цветок в разные стороны. Что случилось? Правильно, он разорвался. Значит, цветы из бумаги непрочные. Подойдите к столу и найдите всё, что сделано из бумаги (детские книги, рисунки, кукольные платья, коробки). Они тоже сделаны из бумаги, поэтому с ними надо обращаться бережно. - А теперь давайте посмотрим, как там наши лодочки? Лодки намокли и утонули. Давайте сделаем новые лодочки и ещё поиграем с ними. Правила обращения с ножницами Показать ребятам картинки правильного обращения с ножницами. Побеседовать с ними на эту тему. 1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении. 2. При работе внимательно следи за направлением резания. 3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. Не держи ножницы лезвиями вверх. 5. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями. 6. Не режь ножницами на ходу. 7. Не подходи к товарищу во время работы. 8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед. 9.Во время работы удерживай материал левой рукой таи, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц. Правила безопасной работы с клеем 1.При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется. 2.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. 3.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее. 4.Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Кружок «Волшебная бумага» Конспект занятия №2 «Мозаичная аппликация. Гусеница» Цели:
Ход занятия: Дети сидят на коврике полукругом, в центре воспитатель. - Ребята, послушайте и отгадайте загадку: Может в яблоко залезть,
(варианты ответов детей). Правильно, ребята, это гусеница. Помните, когда гуляли на площадке, мы с вами тоже видели гусеницу. Какая она была? Правильно, Маша, длинная. Да, Лера, разноцветная. Давайте рассмотрим с вами картинку, где изображена гусеница. Рассматривание иллюстрации. - Гусеницу называют ещё сороконожкой, потому что у неё действительно много ножек. Ножки - это лапки. Коротенькие, тоненькие. А давайте нашей гусенице, чтоб ей не было скучно, сделаем друзей! Этапы работы:
Физкультминутка «Гусеница»: Гусеница, гусеница,
Заключительная часть. Смотрите, какие весёлые у нас получились модницы-гусеницы! Теперь они могут отправляться в гости к своей подружке. Как хорошо, что мы вместе смогли смастерить таких замечательных гусениц! Кружок «Волшебная бумага» Конспект занятия №3 «Мозаичная аппликация. Воздушные шары» Цели:
Ход занятия: Дети сидят на коврике полукругом. Вдруг в группу въезжает большой грузовик, кузов грузовика накрыт покрывалом. Воспитатель открывает покрывало, а под ним надутые шарики (красный, желтый, зеленый). - Ребята, что это? (Шары). Как их много. А какие они красивые! А кто мне скажет, какого цвета эти шары? (Ответы детей). Индивидуальные вопросы. Маша, покажи шар красного цвета. А ты, Аня, покажи шар жёлтого цвета. Ну, и шар зелёного цвета нам покажет Лёнечка. (Воспитатель хвалит детей). - Ребята, а давайте украсим наши воздушные шары и сделаем их еще красивее и наряднее с помощью мозаичной аппликации. Проходите на свои места, садитесь за столики. Этапы работы:
Физкультминутка «Воздушный шар»: С мамой в магазин ходили, (Маршируют на месте) Шар воздушный там купили. Будем шар там надувать, Будем с шариком играть. (Останавливаются, имитируют надувание шарика: пальчики одной руки соединены с пальцами другой руки) Шар воздушный надувайся, Шар воздушный, раздувайся. (Разводят (расширяют) не разъединяя пальчики, надувая шар) Надувайся большой Да не лопайся! Шар летел, летел, летел, (водят надутым шаром в разные стороны, показывая как летит шарик) Да за веточку задел, И лопнул! (Хлопают в ладоши)
Заключительная часть. - Смотрите, какие красивые получились у нас воздушные шары, группа стала нарядная и веселая! Поиграть с воздушными шарами, перекидывая их друг другу.
Кружок «Волшебная бумага» Конспект занятия №4 «Мозаичная аппликация. Цветок» Цели:
Ход занятия: Дети сидят на коврике полукругом. Воспитатель показывает куклу, у которой в руке красивый цветок. - Посмотрите, ребята, к нам в гости пришла кукла Наташа. И она нам что-то принесла. Что это, ребята? Правильно, цветок. Когда было лето и было тепло, мы с вами гуляли по детскому саду и рассматривали клумбу с цветами. Расскажите, какие названия цветов вы помните? (Дети называют цветы: Мальва, колокольчик, бархатцы, петунья и тд.). Молодцы, ребята, сколько знаете названий цветов. А давайте, для куклы Наташи сделаем много-много красивых цветов. Цветы будут не простые. Сделаем для Наташи цветы из мозаичной аппликации, познакомим ее с этим новым видом творчества. Проходите на свои места, садитесь за столики. Этапы работы:
Физкультминутка «Цветочк»: Цветочек на клумбе цветёт и растёт, На солнышке греясь, гостей к себе ждёт (пальцы правой руки разведены в стороны, образуя «лепестки»). За мёдом к цветку прилетела пчела, Чуть-чуть покачалась и мёд собрала (пальцы левой руки сжаты в кулак, указательный палец вытянут в сторону, гладит «цветок»). К цветку прибежал покачаться жучок, Качает, качает его ветерок (пальцы левой руки «ползут» к «цветку», садятся на него и слегка покачиваются). Пчела улетела, жучок убежал, Цветок на полянке ветер качал (пальцы левой руки «улетают», правая рука качается из стороны в сторону). На солнышке греясь, он будет стоять, А солнце зайдёт, наш цветок будет спать (пальцы правой руки сжимают в кулак, накрывают левой рукой)
Заключительная часть. - Смотрите, какие красивые цветы получились у нас. Целая поляна цветов! Дидактическая игра «Собери цветок». Цель: продолжать учить детей классифицировать предметы по двум признакам: цвету и величине; закреплять знание цветов; развивать зрительное восприятие предметов, внимание. На одном столе раскладываются «лепестки» разных цветов (красного, жёлтого, синего, зелёного, оранжевого, фиолетового) по две величины (большие и маленькие)каждого цвета (по 5—6 штук). На другом столе соответствующие по цвету и величине кружочки — «серединки» цветков. Воспитатель: - Цветочки растеряли свои лепестки. Давайте поможем им их отыскать. Каждый ребёнок выбирает себе понравившуюся «серединку», затем подбирает соответствующие по цвету и величине «лепестки» и выкладывает цветок.
Кружок «Волшебная бумага» Конспект занятия №5 «Мозаичная аппликация. На дороге» Цели:
Материал: Полоски бумаги разного цвета Клей Ножницы Салфетки Ватман с эскизом дороги, светофора, машины и пешеходного перехода Цветные карандаши Ход занятия: Занятие начинается с игры: машины и пешеход. Правила игры: дети стоят на коврике, в руках держат руль. По команде воспитателя: «Машины», дети начинают движение в рассыпную, после команды «Пешеход», необходимо остановиться. Игра повторяется 2-3 раза. Воспитатель хвалит детей за внимательность, приглашает пройти за столики. Воспитатель уточняет, что мы видим на дороге, как нужно вести себя на проезжей части, как правильно переходить дорогу. Ответы детей. Воспитатель хвалит детей за правильные ответы. - А теперь, ребята, давайте попробуем сделать у нас свою дорогу. – Подводит детей к ватману, который лежит на середине большого стола, показывает эскиз дороги, объясняет, что нужно придать всему цвет, при помощи аппликации. Говорит об этапах работы: нарезать полоски на квадраты, заранее договориться о том, кто и что будет клеить конкретно (кто за что отвечает) и приступить к работе. Когда полоски будут нарезаны, наклеить на эскиз. Этапы работы:
Физкультминутка «Машина»: Завели машину: ш-ш-ш.
Заключительная часть. - Ребята, посмотрите, какая получилась у нас отличная поделка! Все молодцы, старались, не ссорились! У нас очень дружная группа! Кружок «Волшебная бумага» Конспект занятия №6 «Техника бумажный комочек» Цели:
Материал: Полоски бумаги разного цвета Клей Ножницы Цветные карандаши Работы в технике бумажный комочек Ход занятия: В комнату влетает Ветерок-шалунишка, играет с детьми и "улетает". На полу остаются листочки бумаги (бумажные салфетки). - Ой, ребята, посмотрите, что оставил Ветерок? Дети поднимают салфетки, рассматривают их. Вы знакомы с такой бумагой? Мягкая она или твердая? (Дети мнут бумагу.) Посмотрите, какая она гладкая. А какая она по цвету? (Дети предлагают свои ответы.) Чем она пахнет? ( Дети нюхают бумагу.) А бумага легкая или тяжелая? Дети отрывают кусочки бумаги, подбрасывают их, дуют на них, затем собирают бумажки. - Правильно ,бумага легкая ,как пушинка-снежинка. - А что можно сделать с бумагой? (Обрывать, мять, делать комочки.) Дети выполняют эти действия. Воспитатель демонстрирует детям, что можно делать из бумажных комочков: объёмная аппликация и аппликация на бумаге. Этапы работы:
Физкультминутка «Дождь»: Капля - раз, капля - два,
Стали капли поспевать,
Заключительная часть. - Ребята, сегодня мы узнали о новой технике работы с бумагой. Будем теперь использовать эту технику в нашей работе. Кружок «Волшебная бумага» Конспект занятия №7 «Бумажный комочек. Рыбка» Цели:
Материал: Полоски бумаги разного цвета, Клей Ножницы , Цветные карандаши Ватные палочки ,Тарелочка с водой Альбомные листы с трафаретом рыбкиИллюстрация с изображением рыб Образец работы Ход занятия: Дети сидят за столами. В гости приходит кот Мурзик. Кот Мурзик: Рассказывает детям, что у него дома есть аквариум, в котором живут много разных рыбок. Кот Мурзик очень любит наблюдать за ними. У них есть плавники, чешуя, хвостик, глазки. Воспитатель рассказывает Мурзику, что наши ребята научились уже делать много поделок из бумаги и хотят для Мурзика сделать много рыбок. Мурзик удивляется: Как из бумаги? А что такое бумага? Воспитатель просит ребят рассказать что такое бумага. Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги» Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги. Мурзик: Ааа, понятно. Но, я хотел бы увидеть эти предметы из бумаги. Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет» Воспитатель: Ребята, слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание. Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный». Воспитатель хвалит детей. А теперь, ребята, давайте сделаем для Мурзика рыбок с чешуйками и хвостиком в технике бумажный комочек. Этапы работы:
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»: Рыбки в озере живут, ладонь выпрямить, пальцы прижать друг к другу (рыбка) Вверх и вниз они снуют ладонь волнообразно перемещать вверх-вниз По команде «Раз, два, три»указательный и большой пальцы сложить колечком (пузырь) Выпускают пузыри.Обеими руками показать, как пузыри медленно перемещаются вверх И кружатся, и шалят Ладони перемещать в разные стороны, перемещать в воздухе И хвостами шевеля Пошевелить кончиками пальцев Заключительная часть. - Ребята, давайте покажем Мурзику каких красивых рыбок мы для него сделали. Котик хвалит ребят, благодарит и прощается с ними. Кружок «Волшебная бумага» Конспект занятия №8 «Бумажный комочек. Ёжик» Цели:
Материал: Полоски бумаги коричневого и черного цвета Клей Ножницы , Цветные карандаши Ватные палочки, Тарелочка с водой Альбомные листы с трафаретом ежика, Образец работы Игрушка ежик Ход занятия: Дети сидят полукругом на коврике Вы представляете (шёпотом), когда я спешила к вам в сад, то кого-то встретила. Отгадайте загадку и вы поймёте кого: «Серая спинка, колючая щетинка. Свернулся в клубок, грибок поволок» Если дети не отгадывают можно загадать ещё одну: «Сердитый недотрога
Дети: Ёжик! Воспитатель: Правильно это ёжик. Он к нам пришёл из сказки. Это сказочный ёж. И, вы знаете, он был очень грустный. Как вы думаете, почему? Можно спросить каждого ребёнка, привлекая их к диалогу. Дети: Нет, не знаем (или будут варианты). Воспитатель: Вы представляете, он мне поведал грустную историю: ежик собрался залечь в спячку, а его детки расшалились и убежали от него. Представляете, какие непослушные! Не хотели спать. Бедный ёжик, он так расстроился! Ходит сейчас где-то, ищет своих детишек. Ведь они могут замёрзнуть зимой, если не спрячутся в тёплую норку и не лягут спать. Жалко ёжика и ежат, правда? Дети: Правда! Воспитатель: А давайте поможем ёжику. Поможем найти ему своих деток? Я вам сейчас подскажу, как это можно сделать. Посмотрите, что лежит у вас на столиках. Этапы работы:
Пальчиковая гимнастика «Ежонок»:
Заключительная часть. Ежик: говорит ребятам, что потерял своих детей, не видели ли они их? Дети: Да вот же они. Ежик: Спасибо, ребята, что помогли найти мне их. До свидания, мне очень понравилось у вас в гостях. Кружок «Волшебная бумага» Конспект занятия №9 «Бумажный комочек. Осенний лес» Цели:
Материал: Полоски бумаги разных цветов, Клей Ножницы ,Цветные карандаши Ватные палочки ,Тарелочка с водой Ватман с изображением деревьев, грибочков, ежиков Игрушка ежик Кисточка Ход занятия: Дети, послушайте стихотворение: Вот и осень наступила, Листья пожелтели И, скользя по воздуху, На землю улетели! Вот и лес стоит густой, Качает нам всем головой, Ветки ласково он тянет, В гости нас зовет и манит. Здравствуй, здравствуй, добрый лес, Полный сказок и чудес! Мы никого здесь не обидим И чудеса твои увидим. Ребята, о чем это стихотворение? (О лесе) А что такое лес? (Лес- это участок земли, на котором много деревьев) Какое время года в лесу? А кто живет в лесу? Какие животные? Скажите, что еще растет в лесу, кроме деревьев? Назовите, какие ягоды, какие грибы? Дети, сегодня мы с вами будем мастерами и изготовим макет осеннего леса. Сейчас отправимся в мастерскую народных умельцев. (Дети подходят к столам) Посмотрите, какой лес нарисован на ватмане, но он бесцветный, без листьев. Давайте украсим наш лес. Давайте решим, кто что будет делать? Этапы работы:
Пальчиковая гимнастика «Клей»:
Заключительная часть. - Ребята, давайте полюбуемся нашим осенним лесом. Вот осень подошла к концу, сейчас наступит другое время года - зима. Это время года тоже очень красивое и дарит нам много радости и развлечений. Кружок «Волшебная бумага» Конспект занятия №10 «Техника бумажная петля. Ромашка» Цели:
Материал: Бумага белого цвета; Фон голубого или зеленого цвета Желтые круги; Клей Ножницы; Работы в технике бумажная петля Ход занятия: -Сегодня, дети, мы с вами вспомним лето. Кто из вас может назвать какие-нибудь полевые цветы? (ответы детей). А почему они называются «полевые»? Правильно, потому что растут в поле, на лугу. Отгадайте мою загадку: В поле бескрайнем сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички - белые реснички. Конечно, это ромашка. Издавна люди очень любят этот цветок, особенно за его лечебные свойства. Послушайте еще стихотворение про этот красивый цветок. Нарядные платьица, Желтые брошки, Ни пятнышка нет На красивой одежке. Такие веселые Эти ромашки – Вот-вот заиграют, 27 марта 2024 в 20:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.