Детский сад «Тополек» Никифорова Ольга павловна

Рабочая программа первой младшей группы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа
«Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сад «Тополек»

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению Утверждено:
Протокол педсовета № 1 от 19.08. 2022г. Приказ № 514 от 19.08.  2022г.

Директор МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» _______________Прокина М.Г.



Рабочая программа

Педагога ДОУ с учетом ФГОС ДО (группа в возрасте от 6 до 7 лет) составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы

на 2022 - 2023учебный год



Разработчики программы:

Воспитатели: Черепанова Л.И. Никифорова О.П.

п. Ачит 2022 год


Содержание

I.

ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ

3


Обязательнаячасть

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы

3

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

6

I.2.

Планируемые результаты освоения Программы

7


Часть,формируемая участниками образовательных отношений

189

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

25


Обязательная часть

25

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях для

Воспитанников дошкольного возраста

25

2.1.1.

Модуль образовательной деятельности«Социально-коммуникативное развитие»

25

2.1.2.

Модуль образовательной деятельности«Познавательное развитие»

28

2.1.3.

Модуль образовательной деятельности «Речевое развитие»

33

2.1.4.

Модуль образовательной деятельности«Художественно-эстетическое развитие»

34

2.1.5

Модуль образовательной деятельности«Физическое развитие»

39

2.2.

Описание вариативных форм,способов,методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных индивидуальных особенностей воспитанников, спецификиих образовательных потребностей и интересов.

40

2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

52

2.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы

54

2.5.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

57


Часть,формируемая участниками образовательных отношений

62

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

72


Обязательная часть

72

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы

72

3.2.

Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

79

3..3.

Распорядок и режим дня

81

3.4.

Особенности традиционных событий,праздников,мероприятий

87

3.5.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

88

2

Часть,формируемая участниками образовательных отношений

93

IV.

Дополнительный раздел программы

94


Приложения

95


ПРИЛОЖЕНИЕ№1Комплексно-тематическое планирование реализации Программы

95




ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа (далее Программа) - является документом, на основании которого определяется содержание и организация образовательного деятельности для детей дошкольного возраста 7-года жизни,всоответствиис Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В Программе представлена модель образовательной деятельности, определена структура и наполнение содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей и запросов воспитанников и их семей, специфики социально-экономических,национально-культурных,демографических,климатическихидругихусловий,вкоторых осуществляется образовательная деятельность. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, организация образовательной средывыступают в качестве модулей. Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакциейН.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Программареализуется в течение всего времени пребывания ребенка в МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»-филиал  Ачитский детский сад «Тополек» Срок реализации 1 год.Обучение и воспитание детей в МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»-филиал  Ачитский детский сад «Тополек»–детскийсад ведется на государственном-русском языке

Основанием для разработки Программы служат:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября2013г.N1155г.Москва"Обутверждени и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

- Федеральный законот 29декабря2012г.№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации иосуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования».

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29мая 2015г.№996-роСтратегии развития воспитания до2025г.;

- Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектовРоссийскойФедерациипо финансовому обеспечению реализации прав гражданнаполучение общедоступного и бесплатного дошкольного образования);

- «Санитарно-эпидемиологические требования микустройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»(Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.3648-20)утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.12.2020г.

Основная общеобразовательная программа образовательная программа дошкольного образования МКДОУ АГО «Ачитский детский

сад «Улыбка»-филиал Ачитский детский сад «Тополек»

1.1.1. Цели изадачи реализации Программы

Цель:формирование социокультурной образовательной среды развития ребенка,открывающих возможности для его позитивной социализации,личностного развития, развития его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Задачи:

- Охрана и укрепление физического ипсихического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места  жительства,пола,нации,языка,социального статуса,психофизиологических и других особенностей(в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- Обеспечение преемственности целей,задачи содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней(далее-преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общегообразования);

- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,другими детьми,взрослыми и миром;

- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей  и принятых в обществеправил и норм поведения в интересах человека,семьи,общества;

- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,нравственных,эстетических,интеллектуальных,физическихкачеств,инициативности,самостоятельности и ответственности ребенка,формирования предпосылок учебной деятельности;

- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования,возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей,способностей и состояния здоровья детей;

- Формирование социокультурной среды,соответствующей возрастным,индивидуальным,психологическим и физиологическим особенностям детей;

- Обеспечение психолого-педагогической поддержки и развития одаренных воспитанников;

- Обеспечение коррекции нарушений развития ис оциальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны иукрепления здоровьядетей;

- организация разных видов деятельности ребенка и реализация Программы в формах, специфических для детей данных возрастных групп, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка,обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения программы;

- учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровая,включающая сюжетно-ролевуюигру,игру с правилами и другие виды игр; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);познавательно–исследовательская(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,пение,музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) идвигательная (овладение основными движениями).

1.1.2. Принципы и подходык формированию Программы

 

Программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развитияих социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылокучебнойдеятельности,в основе заложеныследующиеосновныепринципы:

- Поддержка разнообразия детства.Программа рассматривает разнообразие как ценность,образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»-филиал Ачитский детский сад «Тополек»

- Выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики,социокультурной ситуации развития каждого ребенка,его возрастных и индивидуальных особенностей,ценностей,мнений и способов их выражения.

- Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимогосамого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком в сех этапов детства(младенческого,раннегоидошкольного детства),обогащение (амплификацию)детского развития.

- Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения сдругими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на созданиепредпосылоккполноценнойдеятельностиребенкавизменяющемсямире.

- Личностно-развивающийи гуманистический характер взаимодействия взрослых(родителей(законныхпредставителей),педагогическихи

иныхработников

- МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»-филиал Ачитский детский сад «Тополек»

- Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и

- Безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность,вниманиекребенку,егосостоянию,настроению,потребностям,интересам.

- Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частьюсоциальной ситуации развитияребенкавДОУ,условиемего

- Эмоционального благополучияи полноценно горазвития.

- Содействие и сотрудничество детей ивзрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом)образовательных отношений.Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации Программы. Каждый участник имеет возможность внести свойиндивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагаетдиалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение,занимать позицию и отстаивать ее,принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

- Сотрудничество МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»-филиал Ачитский детский сад «Тополек»

- – детский сад с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, ихучет в образовательной работе являются важнейшим принципом Программы. Сотрудники МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»-филиал Ачитский детский сад «Тополек»

- должны знать об условиях жизни ребенка в семье,понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничествас семьей, как в содержательном, такиворганизационномпланах.

- Индивидуализациядошкольногообразованияпредполагаеттакоепостроениеобразовательнойдеятельности,котороеоткрываетвозможностидляиндивидуализацииобразовательногопроцесса,появления индивидуальной траектории развития каждогоребенка схарактерными для данногоребенка спецификой и скоростью,учитывающейего интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разныхформ активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощьребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности иактивностиребенка.

- Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии свозрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности(игру,коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность,творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решеныв дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы,особенности и склонности.

- Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом егоактуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данныйпринцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так искрытыхвозможностейребенка.

- Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии сФГОС ДО Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное,познавательное,речевое,художественно-эстетическое и физическое развитие детей по средством различных видов детской активности.ДелениеПрограммы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи:познавательное развитие тесносвязано с речевыми социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями.Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детейраннего идошкольного возраста.

Методологические подходы:

- возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин,А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка. Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет своюспецифику,отличную отдругоговозраста

-   культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов ипотребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры впроцессе развитияребёнка;организациюобразовательного процессаввидесовместнойдеятельностивзрослого идетейидр.).

- личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) к проблеме развития психики ребенка. Все поведение ребенкаопределяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты ещеслабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельностьдолжна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. В самом общем виде этот принцип можно истолковатькак расширение возможностей развития психики ребенка-дошкольника за счет максимального развития всех специфически детских видов деятельности. В результатепроисходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребенка, что существенно отличается от идеи развития путем его интенсификации, предполагающему скорение в основном интеллектуального развития с целью,чтобы ребенок поскорее стал умнее и таким образом взрослее.Приэтом упускается из виду,что категория

«взрослости»- этокатегория из области,преждевсего,личностного развития, а не интеллектуального.

- деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне собучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются(перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования;

- модульный подход. Под модульным подходом понимается такое структурирование содержания образования и педагогического процесса по его реализации, котороепредставляетсобойединую систему.Образовательный модуль включает в себя содержание, целеполагание,задачи,методы,способы исредства,пореализации Программы.

- Культурологический подход,имеющийвы сокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культурыи ее творцом. В культурологической парадигме возможно рассматривать содержание дошкольного образования как вклад в культурное развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка. Использование феномена культурных практик в содержании образования в рамках его культурной парадигмы вызвано объективной потребностью:расширить социальные ипрактические компоненты содержания образования.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Возрастные особенности развития детейстаршей группы (6-7 лет) подробно сформулированы восновной образовательной программе дошкольного образования«От рождения до школы»/Подред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой,2015год.

Дети возрасте от 6 до7лет(подготовительная к школе группа)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации,например,свадьбу,рождениеребенка,болезнь,трудоустройствоит.д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В немможет быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всемуигровомупространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не толькосамой ролью, но и тем, в какой части игровогопространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя рольводителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять насебя новую роль,сохранивприэтомроль,взятую ранее. Дети могут комментировать и сполнение роли теми ли иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику,космос,военные действияит.п.Девочки обычно рисуют женские образы:принцесс,балерин,моделейит.д.Часто встречаются и бытовые сюжеты:мама и дочка,комната и т.д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Приправильном педагогическом подходе удошкольников формируются художественно творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений,так и построек;не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей,но и определяют их форму на основе сходства сознакомыми им объемными предметами.Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными,их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбираю тнеобходимый материал.Они достаточно точно представляют себе последовательность,в которой будет осуществляться постройка,и материал,который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные постепени сложности постройки как по собственному замыслу,таки поусловиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать.Данный вид деятельности непросто доступен детям-он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения,включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумагиобразец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка несовпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников,оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь:ее звуковая сторона,грамматический строй,лексика.Развивается связная речь.

В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,прилагательныеит. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.Его основные достижения связаны со своением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации,формированием позиции школьника.К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Характеристика контингента детей:

Распределение детей по группамздоровья:1группа- 2 ребенка,2группа-20 ребенка,3группа- 0 детей. Физическая готовность детей характеризуется высоким уровнем готовности, дети активно занимаются в спортивных секциях различной направленности. Являются победители городских соревнований.Контингент воспитанников 12 мальчиков,10 девочек. Развито творчество, самостоятельность, инициативав двигательных действиях,осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Удетей устойчивое стремление к совместным играм. Активно участвуют вподвижных, спортивных играх соревновательного характера.

Воспитанники группы проявляют интереск природе: животным, растениям, полезным ископаемым камням, различным природным явлениям и др.В группе1ребенок снарушениями речевого развития (ТНРII) и один ребенок с ЗПР занимаются в условиях логопедического пункта.В речи ребенка достаточно глаголов, прилагательных, дети легко оперируют числительными, наречиями. Используют символы и схемы.У детей развиваются навыки общения и рассуждения,связнаяречь,диалогическая и некоторые формы монологической речи. Слушая чтение книг, дети сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.В сюжетно – ролевых играх осваивают сложныевзаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируетс позиция школьника.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- Ребенок овладевает основнымик ультурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре,общении,познавательно-исследовательской деятельности,конструировании и др.;способен выбирать себе род занятий,участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активновзаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам ирадоваться успехамдругих,адекватно проявляет свои чувства,в том числе чувство веры в себя,старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,различаетусловную иреальную ситуации,умеетподчинятьсяразнымправиламисоциальнымнормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах,у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;он подвижен,вынослив,владеет основными движениями,может контролировать свои

движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми исверстниками,может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросывзрослыми сверстникам,интересуется причинно-следственными связями,пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, вкотором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, историиит.п.;ребенок способен к принятию собственных решений,опираясьна свои знания и умения в различных видах деятельности.

Модуль образовательной деятельности«Социально-коммуникативное развитие»

Социализация,развитиеобщения.


-самостоятельно объединяются для совместной игры и труда;может самостоятельно заниматься выбранным делом;умеет договариваться,помогатьдруг другу;


-заботливо относится к малышам, пожилым людям;проявляет такие качества,как сочувствие,отзывчивость,справедливость,скромность;


-умеетограничиватьсвоижелания,выполнятьустановленныенормы поведения,в своих поступках следует положительному примеру;


-уважительно относится к окружающим;умеет слушать собеседника,неперебивать безнадобности,спокойно отстаивает своё мнение;


-использует в речи слова вежливости (приветствие, прощание,просьбы,извинения);


-знает о своих обязанностях,прежде всего в связи с подготовкой к школе;проявляет интерес к учебной деятельности;


Ребёнок в семьеи сообществе


Образ Я


-имеет представление о временной перспективе личности,об изменении позиции человека с возрастом (ребёнок посещает детский сад,школьник учится, взрослый работает,пожилой человек передаёт свой опыт другим поколениям);


-имеет представление о себе в прошлом,настоящем и будущем;


-имеет традиционные гендерные представления, развиты качества свойственные их полу;


Семья


-имеет представление об истории семьи в контексте истории родной страны(роль каждого поколения в разные периоды истории страны);


-знает о воинских наградах дедушек,бабушек,родителей;


-знает свой домашний адрес ителефон,имена иотчества родителей,их профессии;


Детскийсад


-имеет представление о ближайшей окружающей среде(оформление помещений,участка детского сада, парка,сквера);


-проявляет интерес к созданию развивающей среды дошкольного учреждения(мини-музеев, выставок,библиотеки,конструкторских мастерскихит.д.);


-умеет эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения,обосновывать своёмнение;


-имеет представление о себе, как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности,охватывающей детей младших возрастных групп и родителей;

Участвует в жизни дошкольного учреждения (подготовка к праздникам, выступлениям,соревнованиям в детском саду и за его пределамиит.д.);

Самообслуживание,самостоятельность,трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

-умеет быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем; правильно чистить зубы, полоскать рот после еды; пользоваться носовым платком и расчёской;

-умеет правильно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом;обращаться с просьбой, благодарить;

-следит за чистотой одежды и обуви, замечаети устраняет непорядок в своём внешнем виде,тактично сообщает товарищу о необходимости что-то поправить в костюме,причёске;

Самообслуживание.

-самостоятельно и быстро одевается и раздевается, складывает в шкаф одежду,ставит наместо обувь,сушит при необходимости мокрые вещи,ухаживает  за обувью(моет,протирает,чистит);

-умеет быстро и ккуратно убирать за собой постель после сна;

-самостоятельно и своевременно готовит материалы и пособия к занятию,без напоминания убирать своё рабочее место;

Общественно-полезный труд

-умеет старатель но и аккуратно выполнять поручения,бережет материалы и предметы,убирает их на место после работы;

-стремится быть полезным окружающим, радуется результатам коллективного труда;

-умеет самостоятельно объединяться для совместной игры и труда,оказывают друг другу  помощь;

-умеет поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал,вместе с воспитателем ремонтировать книги,игрушки;

-добросовестно выполняет обязанности дежурного по столовой:полностью сервировать столы и вытирать их после еды,подметать пол;

-умеет внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану,а также самостоятельно планирует свои действия, выполняет поставленную задачу,правильно оценивает результаты своей деятельности;

Труд в природе.

-умеет самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы:поливать комнатныерастения,рыхлить почвуит;п;

-проявляет интересктрудувприроде:осенью–куборкеовощейсогорода,сборусемян,выкапыванию луковиц,перекапыванию грядокит;п;

-уважение к труду взрослых;

-проявляет интерес к различным профессиям, вчастностик профессиям родителей и месту их работы;

-знаком с профессиями,связанными со спецификой родного города(поселка);

Формирование осно вбезопасности

Безопасное поведениев природе.

-знает правилаповеденияна природе;

-знакомскраснойкнигой,сотдельными представителями животного и растительного мира,занесёнными в неё;

-имеет представление о таких явлениях природы,как гроза,гром,молния, радуга,ураган,знаком с правилами поведения человека в этих условиях;

Безопасность на дорогах.

-знаком с понятиями«площадь», «бульвар»,«проспект»;

-знаком с дорожнымизнаками-предупреждающими,запрещающими иинформационно-указательнымии соблюдает правила дорожного движения;

-соблюдает культуру поведенияна улиц и вобщественном транспорте;

Имеет представленияо работеГИБДД;


-свободно ориентируется впределахближайшейк детскомусадуместности;


-умеет находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности;


Безопасность собственной жизнедеятельности.


-знает правила безопасного обращения с бытовыми предметами;


-знает правила безопасного поведения во время игр в разное время года(купание на водоемах,катание на велосипеде,насанках,коньках,лыжахи др.);


-соблюдает меры предосторожности,оценивает свои возможности попреодолению опасности;


-знает о работе МЧС,пожарной службы, службы скорой помощи;


-умеет обращаться за помощью к взрослым;называет своеимя,фамилию,возраст,домашнийадрес,телефон;





Модуль образовательной деятельности«Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений


Количество и счёт.


-имеет представление о множестве:объединение, дополнениемножеств,удалениеиз множествачастиилиотдельныхегочастей;


-устанавливает отношения между отдельными частями множества, а так же целым множеством и каждой его частью на основе счёта,составления пар предметов или соединения предметов стрелками;


-знает количественный ипорядковый счёт в пределах1 0;знаком со счётом в пределах 20 без операций над числами;


-понимает отношение между числами натурального ряда(7больше6на1,а6меньше7на 1)умеет увеличитьи уменьшить каждое число на 1(впределах10)


-называет числа в прямом и обратном порядке (устныйсчёт),последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой; умеет определять пропущенное число;


-знаком с составом чисел в пределах 10;


-умеет раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее(впределах10,нанагляднойоснове);


-знаком с монетами достоинством1,5,10копеек,1,2,5,10рублей;


-умеет нанаглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи насложениеи навычитание;при решениизадачпользуетсязнаками действий;плюс(+),минус (-)изнакомотношенияравно(=);


Величина.


-делит предметына2-8иболее равных частей путём сгибания предмета(бумаги, тканиит.д.),атакжеиспользуяусловнуюмеру;


-умеет измерять длину, ширину, высоту предметов спомощью условной меры (бумагив клетку);


-имеет представление о весе предметов и способах измерения;сравнивае тве спредметов(тяжелее-легче)путем взвешивания их наладонях; знакомсвесами;


Форма.


-знает известные геометрические фигуры,ихэлементы(вершины,углы, стороны)инекоторыеихсвойства;


-распознает фигуры независимо от их пространственного положения,изображает,располагает на плоскости,группирует по цвету,форме,размеру;


-моделирует геометрические фигуры;составляет из нескольких треугольников один многоугольник, изнесколькихмаленькихквадратов-один большой прямоугольник;изчастейкруга-круг,изчетырёхотрезков-четырёхугольник,издвух коротких отрезков-один длинный и т.д;


 

 

Ориентировка в пространстве.


-умеет ориентироваться на ограниченной территории (листбумаги, учебнаядоска, страницатетради, книгиит.д.);


-располагае тпредметы и их изображения в указанном направлении; отражает в речи их пространственное расположение(вверху, внизу,выше,ниже,слева,справа,левее,правее,влевом верхнем(правомнижнем)углу,перед,за,между,рядомидр);


-умеет«читать»простейшую графическую информацию,обозначающую пространственные отношения объектов и направленияих движения в пространстве:слеванаправо,

Справа налево,снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве,ориентируясь на условные обозначения(знаки исимволы);

Ориентировка во времени.

-имеет представление о времени:его текучести,периодичности,необратимости,последовательности всех дней недели,месяцев,времёнгода;

-пользуетсяв речи понятиями:"сначала", "потом", "до","после", "раньше","позже", "водноитожевремя";

-умеет определять времяпочасамсточностьюдо1часа;

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность.

-умеет самостоятельно ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; определяет способ получения необходимой информации;обнаруживает несоответствие результатаицели;корректируетсвою деятельность;

-самостоятельно составляет модели и использует их впознавательно–исследовательскойдеятельности;

Сенсорное развитие.

-развитозрение,слух, обоняние,осязание,вкус,сенсомоторные способности;

-совершенствует координацию руки и глаза;

-умеет созерцать предметы,явления(всматриваться,вслушиваться),направляявниманиенаболее тонкоеразличениеихкачеств;

-развита мелкая моторика рук в разнообразных видах деятельности;

-умеет сравнивать и классифицировать предметы поформе,величине, строению,положению в пространстве,цвету;выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков,различные звуки(музыкальные,природныеидр.);

-умеет классифицироват ьпредметы по общим качествам (форме,величине,строению, цвету);

-знает хроматические и ахроматические цвета;

Проектная деятельность.

-использует проектную деятельность всех типов(исследовательскую, творческую,нормативную);

-умеет висследовательской деятельности уделять внимание анализу эффективности источников информации; поощряет обсуждение проектав кругу сверстников;

-принимает участиев творческой проектной деятельности индивидуального и групповог охарактера;

Дидактические игры.

-умеет играть в различные дидактические игры(лото,мозаика,бирюльки идр.);

-принимает участие в создании некоторых дидактических игр(«Шумелки,»,«Шуршалки»и т.п.);

Ознакомление с предметным окружением.

-знает все виды транспорта(наземный,подземный,воздушный,водный);

-имеет представление о предметах,облегчающих трудлюдей напроизводстве;обобъектах,создающих комфорт и уют впомещениии наулице;

-применяет разнообразные способы обследования предметов(наложение,приложение,сравнениепоколичествуит;д;);

-знает,что материалы добывают и производят (дерево,металл,ткань)подводитькпониманиюроливзрослогочеловека;

Ознакомление с социальным миром.

-знакомс библиотеками и музеями;

-имеет представление о дальнейшем обучении школа,колледж,ВУЗ;

-осведомлён о сферах человеческой деятельности,знает об их значимости для жизни ребёнка,егосемьи,детского сада и общества в целом;

-имеет представление об элементах экономики(деньги,ихистория,значениедля общества,бюджет семьи,разные уровни обеспеченности людей,благотворительность);

-имеет представление о родном крае,о родине-России;знает о флаге,гербе,гимне России ;огосударственных праздниках;о Российской армии;


-знает об эволюции земли(возникновение земли, эволюция растительногои животного мира);


-имеет представление об истории человечества через знакомство с произведениями искусства(живопись,скульптура,мифыи легенды народов мира);


-имеет представление о родном крае,знакомс достопримечательностями района,в котором живут дети;


-знает о  флаге,гербеи гимне России(гимн иполняется во время праздника или другого торжественного события);


-знает,что российская федерация(Россия)–огромная,многонациональнаястрана;


Ознакомление с миром природы.


-проявляет познавательный интерес к природе,активно изучает природный мир родного края;


-знает об условиях жизни комнатных растений,знаком со способами их вегетативного размножения(черенками, листьями, усами)


-имеет представление о деревьях,кустарниках,травянистых растениях,растениях луга,сада,леса;знает лекарственные растения;


-имеет представление о птицах, насекомых,омлекопитающих,земноводных и пресмыкающихся;


-умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями(еслиисчезнут насекомые–опылителирастений,торастениянедадут семяни т;д;);


-умеет правильно вести себя в природе.


Сезонные наблюдения


Осень


-знает о том,что сентябрь– первый осенний месяц; умеет замечать приметы осени;


Зима


-имее представление о сезонных изменениях в природе(самыекороткиедни идлинные ночи,холодно,мороз,гололедит;п;); умеет определять свойства снега;


Весна


-имеет представление о весенних изменениях вприроде;знаком с термометром;


-знаком с народными приметами;


Лето


-имеет представление об изменениях,происходящих в природе;


-знает,что летом наиболее благоприятные условия для роста растений:растут,цвету типлодоносят;


-знаком с трудом людей на полях, в садах и огородах;помогает взрослым.





 

Модуль образовательной деятельности «Речевое развитие»

 

Развитие речи

-проявляет инициативу сцелью получения новых знаний;


-умеет высказывать предположенияи делает простейшие выводы, излагает свои мысли понятно для окружающих;отстаивает свою точку зрения;


Формирование словаря;

-использует в речи бытовые,природоведческие,обществоведческие слова;интересуется смыслом слова;


-умеет использовать разные части речи в точном соответствии с их значение мицелью высказывания;


Звуковая культура речи.


-умеет различать на слухив произношении все звуки родного языка; внятно и отчётливо произносить словаи словосочетанияс естественными интонациями;


-умеет называть слова сопределённым звуком,находить слова с этим звуком впредложении,определять место звукавслове;


Грамматический строй речи


-умеет согласовывать слова в предложении;

-умеет образовывать(пообразцу) однокоренные слова,существительные ссуффиксами,глаголы с приставками,прилагательные в сравнительной и превосходной степени;

-правильностроит сложноподчинённые предложения,использует языковые средства для соединения их частей (чтобы,когда,потомучто, если,если бы ит;д;);

Связная речь.

-владеет диалогической и монологической формой речи;

-умеет вести диалог между воспитателеми ребёнком,между детьми;доброжелательный и корректный собеседник;

-умеет содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты,драматизировать их;

-умеет составлять рассказы о предметах,о содержании картины понабору картинок с последовательно развивающимся действие миизличного опыта;

-сочиняет короткие сказки на заданную тему;

Подготовка к обучению грамоте

-имеет представлениео предложении(безграмматического определения);

-составляет предложения; умеет членить простые предложения(без союзови предлогов)на слова с указанием их последовательности.

- умеет делить двусложные и трёхсложные словасоткрытыми слогами(на-шама-ша,бе-рё-за,ма-ли-на)на части;составляет слова из слогов(устно);

- выделяет последовательность вуков впростых словах.

Приобщение к художественной литературе

-знает много сказок, рассказов,стихотворений,загадок,считалок,скороговорок;

-умеет испытывать сострадание и сочувствие к героям книги,отождествлять себя с полюбившимся персонажем;

-умеет выделять в тексте выразительные средства(образные слова и выражения,эпитеты,сравнения);чувствует красотуи выразительностьязыкапроизведения;

-умеет использовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений,в драматизациях(эмоциональность исполнения,естественность поведения,умение интонацией,жестом,мими койпередавать своё отношение к содержанию литературнойфразы);

-может объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой,рассказом,стихотворением;знаком с иллюстрациями известных художников;

Модуль образовательной деятельности«Художественно-эстетическое развитие»

 

Приобщение к искусству


-владеет чувством ритма,художественным вкусом;проявляет эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности;


-имеет интерес к классическому и народному искусству(музыке изобразительному искусству,литературе,архитектуре);


-имеет знания об искусстве как виде творческой деятельности людей,о видах искусства(декоративно-прикладное,изобразительное искусство,литература, музыка,архитектура,театр,танец,кино,цирк);


-знакомс произведениями живописи:И.Шишкин:"Утро в сосновом лесу", "Рожь";И.Левитан:"Золотаяосень","Март", "Весна;Большаявода";А.Саврасов:"Грачиприлетели";А.Пластов:"Полдень","Летом",»Сенокос»;В.Васнецов:«Алёнушка»,«Богатыри»,«»Иван-царевич на серомволке»идр;


-имеет представления о скульптуре малых форм,выделять образные средства выразительности(форму,пропорции,цвет,характерныедетали,позы,движенияидр;);


-знает художников-иллюстраторов детских книг(И.Билибин,Ю.Васнецов,В.Конашевич,В.Лебедев,Т.Маврина,Е.Чарушинидр.);


-знаком снародным декоративно-прикладны мискусством (гжельская,хохломская,жостовская,мезенскаяроспись),скерамическими изделиями,народными игрушками;


-знает здания различного назначения: жилые дома,магазины,кинотеатры, детские сады,школы и др;умеет выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения;


-знаком со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки,аркатурный пояс ок попериметру здания, барабан(круглаячасть подкуполом)ит;д;знает архитектурные

памятники,которые известны во всем мире: в России это кремль,собор Василия Блаженного,зимний дворец,Исаакиевский собор, Петергоф, памятник из золотого кольца и другие– в каждом городе свои;

-называет виды художественной деятельности,профессии деятелей искусства(художник, композитор,артист, танцор,певец,пианист,скрипач, режиссер,директор,архитектор ит.п.);

-имеет представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности,умеет соотносить органы чувств с видами искусства(музыкуслушают,картинырассматривают,стихичитают  ислушаютит.д.);

-знаком с историей ивидами искусства, умеет различать народное и профессиональное искусство;посещает,выстави,театры,музеи, цирк(совместно с родителями);

-интересуется искусством родногокрая;любит и бережно относится к произведениям искусства;

Изобразительная деятельность

-самостоятельно, активноитворческиприменяетранееусвоенныеспособыизображенияв рисовании,лепке и аппликации,использует выразительные средства;

-умеет рисовать с натуры;развиты аналитические способности, умеет сравнивать предметы между собой,выделяет особенности каждого предмета;умеет изображать предметы,передавая их форму,величину,строение,пропорции,цвет,композицию;

-развито коллективное творчество, действует согласованно; умеет договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, объединяет в общую картину;

-умеет замечать недостатки своих работ,исправляет их,вносит дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа;

Предметное рисование

-умеет изображать предметы по памяти и с натуры, замечает характерные особенности предметов и передает их средствами рисунка(форма,пропорции,расположениеналисте бумаги);

-развита точность движения руки,плавность и ритмичность;

-может использовать врисовании:гуашь, акварель,сухуюимаслянуюпастель, сангина,угольныйкарандаш,гелевая ручкаидр;

-умеет свободно владеть карандашом при выполнении и линейного рисунка, выполняет плавные повороты при рисовании округлых линий,завитков в разных направлениях(от веточки и от конца завитка кветочке, вертикально и горизонтально);действует всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей,коротких линий,штрихов,травки(хохлома),оживок(городец)идр;

-видит красоту созданного изображения,передает форму, плавность,слитность линий,изящность,равномерность закрашивания рисунка;чувствует плавные переходы оттенков цвета,получившихся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш;

-умеет передавать в рисунке образы предметов,объектов,персонажей сказок,литературных произведений;передает отличия предметов по форме,величине,пропорциям частей в рисунках;передает движения фигур;

-умеет включать два оттенка(желто-зеленый,серо-голубой);обращает внимание на изменчивость цвета предметов(например,в процессе роста помидоры зеленые, асозревшие–красные)

-различает оттенки цветов и передает их в рисунке, развитовосприятие,способен наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов,явлений(нежно-зеленыетолько что появившиеся листочки,бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленыелистьяит;п;)

Сюжетно ерисование

-умеет размещать изображение на листе в соответствии с их реальным расположением;передает различия в величине изображаемых объектов (дерево высокое,цветок ниже дерева;воробышек маленький,воронабольшаяит;п;);

-умеет передавать в рисунке сюжеты как народных сказок,так и авторских произведений(стихотворений,сказок, рассказов);

-проявляет самостоятельность в выборе темы,композиционного и цветового решения;

Декоративное рисование

-может выполнять узоры по мотивам народных росписей;

-умеет создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов иигрушек;расписывать вылепленные игрушки;

-умеет составлять декоративные композиции на основе народного искусства,использует характерные элементы узораицветовую гамму;

Лепка

-умеет свободно использовать для создания образов предметов,объектов природы,сказочных персонажей разнообразные приёмы;

-умеет передавать характерные движения человека и животных создавать выразительные образы;

-умеет создаватьс кульптурные группыиз 2-3фигур, развито чувство композиции,умеет передавать пропорции предметов,их соотношение по величине,выразительность поз,движений,деталей;

Декоративная лепка

-умеет расписывать пластину, создавать узор стекой;создаёт из глины,разноцветного пластилина предметные и сюжетные,индивидуальные и коллективные композиции;

Аппликация

-может создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и попредставлению:имеет чувство композиции(умеет красиво располагать фигуры налисте бумаги);

-умеет составлять узорыи декоративные композиции из геометрическихи растительных элементов н алистах бумаги разной формы;

-может вырезать симметричные предметы из бумаги,сложенной в двое;несколько предметов или их частей из бумаги,сложенной гармошкой;

-при создании образов применяет разные приёмы вырезания,обрывания бумаги, наклеивания изображений;может использовать мозаичный способ изображения с предварительным лёгким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки;

Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном

-умеет работать с бумагой:складывает бумагу прямоугольной,квадратной,круглой формы в разных направлениях(пилотка);использует разную по фактуре бумагу,делать разметку с помощью шаблона;создаётигрушки-забавы;

- может создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирает цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов иукрашенийк праздникам;умеетсоздавать объемные игрушки в технике оригами;

Прикладное творчество: работа с тканью

-умеет вдевать нитку в иголку,завязывать узелок;пришивать пуговицу, вешалку;шить простейшие изделия(мешочек для семян,фартучек для кукол,игольница) "швом"вперёд иголку";

-умеет делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры(шёлкдлябабочки, байкадлязайчикаит;д;), наноситьконтурспомощьюмелкаивырезатьвсоответствиисзадуманнымсюжетом;

Прикладное творчество:работа с природным материалом

-может создавать фигуры людей,животных

27 марта 2024 в 19:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.