Никифорова Ольга Павловна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ АГО Ачитский детский сад «Улыбка«-филиал Ачитский детский сад «Тополек»
Рабочая программа подготовительной группыМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Утверждено:
Директор МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» _______________Прокина М.Г.
Рабочая программа Педагога ДОУ с учетом ФГОС ДО (группа в возрасте от 6 до 7 лет) составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы на 2022 - 2023учебный год
Разработчики программы: Воспитатели: Черепанова Л.И. Никифорова О.П. п. Ачит 2022 год Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Пояснительная запискаРабочая программа (далее Программа) - является документом, на основании которого определяется содержание и организация образовательного деятельности для детей дошкольного возраста 7-года жизни,всоответствиис Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В Программе представлена модель образовательной деятельности, определена структура и наполнение содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей и запросов воспитанников и их семей, специфики социально-экономических,национально-культурных,демографических,климатическихидругихусловий,вкоторых осуществляется образовательная деятельность. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, организация образовательной средывыступают в качестве модулей. Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакциейН.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Программареализуется в течение всего времени пребывания ребенка в МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»-филиал Ачитский детский сад «Тополек» Срок реализации 1 год.Обучение и воспитание детей в МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»-филиал Ачитский детский сад «Тополек»–детскийсад ведется на государственном-русском языке Основанием для разработки Программы служат: - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября2013г.N1155г.Москва"Обутверждени и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Федеральный законот 29декабря2012г.№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации». - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации иосуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования». - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29мая 2015г.№996-роСтратегии развития воспитания до2025г.; - Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектовРоссийскойФедерациипо финансовому обеспечению реализации прав гражданнаполучение общедоступного и бесплатного дошкольного образования); - «Санитарно-эпидемиологические требования микустройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»(Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.3648-20)утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.12.2020г. Основная общеобразовательная программа образовательная программа дошкольного образования МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»-филиал Ачитский детский сад «Тополек» 1.1.1. Цели изадачи реализации ПрограммыЦель:формирование социокультурной образовательной среды развития ребенка,открывающих возможности для его позитивной социализации,личностного развития, развития его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Задачи:- Охрана и укрепление физического ипсихического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,пола,нации,языка,социального статуса,психофизиологических и других особенностей(в том числе ограниченных возможностей здоровья); - Обеспечение преемственности целей,задачи содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней(далее-преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общегообразования); - Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,другими детьми,взрослыми и миром; - Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществеправил и норм поведения в интересах человека,семьи,общества; - Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,нравственных,эстетических,интеллектуальных,физическихкачеств,инициативности,самостоятельности и ответственности ребенка,формирования предпосылок учебной деятельности; - Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования,возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей,способностей и состояния здоровья детей; - Формирование социокультурной среды,соответствующей возрастным,индивидуальным,психологическим и физиологическим особенностям детей; - Обеспечение психолого-педагогической поддержки и развития одаренных воспитанников; - Обеспечение коррекции нарушений развития ис оциальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны иукрепления здоровьядетей; - организация разных видов деятельности ребенка и реализация Программы в формах, специфических для детей данных возрастных групп, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка,обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения программы; - учёта этнокультурной ситуации развития детей. Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровая,включающая сюжетно-ролевуюигру,игру с правилами и другие виды игр; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);познавательно–исследовательская(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,пение,музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) идвигательная (овладение основными движениями). 1.1.2. Принципы и подходык формированию Программы
Программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развитияих социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылокучебнойдеятельности,в основе заложеныследующиеосновныепринципы: - Поддержка разнообразия детства.Программа рассматривает разнообразие как ценность,образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»-филиал Ачитский детский сад «Тополек» - Выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики,социокультурной ситуации развития каждого ребенка,его возрастных и индивидуальных особенностей,ценностей,мнений и способов их выражения. - Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимогосамого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком в сех этапов детства(младенческого,раннегоидошкольного детства),обогащение (амплификацию)детского развития. - Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения сдругими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на созданиепредпосылоккполноценнойдеятельностиребенкавизменяющемсямире. - Личностно-развивающийи гуманистический характер взаимодействия взрослых(родителей(законныхпредставителей),педагогическихи иныхработников - МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»-филиал Ачитский детский сад «Тополек» - Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и - Безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность,вниманиекребенку,егосостоянию,настроению,потребностям,интересам. - Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частьюсоциальной ситуации развитияребенкавДОУ,условиемего - Эмоционального благополучияи полноценно горазвития. - Содействие и сотрудничество детей ивзрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом)образовательных отношений.Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации Программы. Каждый участник имеет возможность внести свойиндивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагаетдиалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение,занимать позицию и отстаивать ее,принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями. - Сотрудничество МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»-филиал Ачитский детский сад «Тополек» - – детский сад с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, ихучет в образовательной работе являются важнейшим принципом Программы. Сотрудники МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»-филиал Ачитский детский сад «Тополек» - должны знать об условиях жизни ребенка в семье,понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничествас семьей, как в содержательном, такиворганизационномпланах. - Индивидуализациядошкольногообразованияпредполагаеттакоепостроениеобразовательнойдеятельности,котороеоткрываетвозможностидляиндивидуализацииобразовательногопроцесса,появления индивидуальной траектории развития каждогоребенка схарактерными для данногоребенка спецификой и скоростью,учитывающейего интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разныхформ активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощьребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности иактивностиребенка. - Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии свозрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности(игру,коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность,творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решеныв дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы,особенности и склонности. - Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом егоактуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данныйпринцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так искрытыхвозможностейребенка. - Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии сФГОС ДО Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное,познавательное,речевое,художественно-эстетическое и физическое развитие детей по средством различных видов детской активности.ДелениеПрограммы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи:познавательное развитие тесносвязано с речевыми социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями.Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детейраннего идошкольного возраста. Методологические подходы:- возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин,А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка. Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет своюспецифику,отличную отдругоговозраста - культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов ипотребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры впроцессе развитияребёнка;организациюобразовательного процессаввидесовместнойдеятельностивзрослого идетейидр.). - личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) к проблеме развития психики ребенка. Все поведение ребенкаопределяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты ещеслабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельностьдолжна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. В самом общем виде этот принцип можно истолковатькак расширение возможностей развития психики ребенка-дошкольника за счет максимального развития всех специфически детских видов деятельности. В результатепроисходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребенка, что существенно отличается от идеи развития путем его интенсификации, предполагающему скорение в основном интеллектуального развития с целью,чтобы ребенок поскорее стал умнее и таким образом взрослее.Приэтом упускается из виду,что категория «взрослости»- этокатегория из области,преждевсего,личностного развития, а не интеллектуального. - деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне собучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются(перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования; - модульный подход. Под модульным подходом понимается такое структурирование содержания образования и педагогического процесса по его реализации, котороепредставляетсобойединую систему.Образовательный модуль включает в себя содержание, целеполагание,задачи,методы,способы исредства,пореализации Программы. - Культурологический подход,имеющийвы сокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культурыи ее творцом. В культурологической парадигме возможно рассматривать содержание дошкольного образования как вклад в культурное развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка. Использование феномена культурных практик в содержании образования в рамках его культурной парадигмы вызвано объективной потребностью:расширить социальные ипрактические компоненты содержания образования. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристикиВозрастные особенности развития детейстаршей группы (6-7 лет) подробно сформулированы восновной образовательной программе дошкольного образования«От рождения до школы»/Подред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой,2015год. Дети возрасте от 6 до7лет(подготовительная к школе группа)В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации,например,свадьбу,рождениеребенка,болезнь,трудоустройствоит.д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В немможет быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всемуигровомупространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не толькосамой ролью, но и тем, в какой части игровогопространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя рольводителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять насебя новую роль,сохранивприэтомроль,взятую ранее. Дети могут комментировать и сполнение роли теми ли иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику,космос,военные действияит.п.Девочки обычно рисуют женские образы:принцесс,балерин,моделейит.д.Часто встречаются и бытовые сюжеты:мама и дочка,комната и т.д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Приправильном педагогическом подходе удошкольников формируются художественно творческие способности в изобразительной деятельности. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений,так и построек;не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей,но и определяют их форму на основе сходства сознакомыми им объемными предметами.Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными,их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбираю тнеобходимый материал.Они достаточно точно представляют себе последовательность,в которой будет осуществляться постройка,и материал,который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные постепени сложности постройки как по собственному замыслу,таки поусловиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать.Данный вид деятельности непросто доступен детям-он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения,включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумагиобразец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка несовпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников,оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30минут. У дошкольников продолжает развиваться речь:ее звуковая сторона,грамматический строй,лексика.Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,прилагательныеит. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.Его основные достижения связаны со своением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации,формированием позиции школьника.К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Характеристика контингента детей:Распределение детей по группамздоровья:1группа- 2 ребенка,2группа-20 ребенка,3группа- 0 детей. Физическая готовность детей характеризуется высоким уровнем готовности, дети активно занимаются в спортивных секциях различной направленности. Являются победители городских соревнований.Контингент воспитанников 12 мальчиков,10 девочек. Развито творчество, самостоятельность, инициативав двигательных действиях,осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Удетей устойчивое стремление к совместным играм. Активно участвуют вподвижных, спортивных играх соревновательного характера. Воспитанники группы проявляют интереск природе: животным, растениям, полезным ископаемым камням, различным природным явлениям и др.В группе1ребенок снарушениями речевого развития (ТНРII) и один ребенок с ЗПР занимаются в условиях логопедического пункта.В речи ребенка достаточно глаголов, прилагательных, дети легко оперируют числительными, наречиями. Используют символы и схемы.У детей развиваются навыки общения и рассуждения,связнаяречь,диалогическая и некоторые формы монологической речи. Слушая чтение книг, дети сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.В сюжетно – ролевых играх осваивают сложныевзаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируетс позиция школьника. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:- Ребенок овладевает основнымик ультурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре,общении,познавательно-исследовательской деятельности,конструировании и др.;способен выбирать себе род занятий,участников по совместной деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активновзаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам ирадоваться успехамдругих,адекватно проявляет свои чувства,в том числе чувство веры в себя,старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,различаетусловную иреальную ситуации,умеетподчинятьсяразнымправиламисоциальнымнормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах,у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика;он подвижен,вынослив,владеет основными движениями,может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми исверстниками,может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросывзрослыми сверстникам,интересуется причинно-следственными связями,пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, вкотором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, историиит.п.;ребенок способен к принятию собственных решений,опираясьна свои знания и умения в различных видах деятельности. Модуль образовательной деятельности«Социально-коммуникативное развитие»
Модуль образовательной деятельности«Познавательное развитие»
Модуль образовательной деятельности «Речевое развитие»
Модуль образовательной деятельности«Художественно-эстетическое развитие»
27 марта 2024 в 19:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.